Указан ли такой срок в нормативных документах?

Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов: как грамотно применять нормы законодательства

Указан ли такой срок в нормативных документах?

С 1 июля действуют новые правила официального опубликования актов законодательства

Ознакомление с содержанием акта законодательства осуществляется посредством официального и неофициального опубликования таких актов.

С 1 июля 2012 г. правила такого опубликования установлены Декретом Президента РБ от 24.02.2012 № 3 “О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь”.

1. Официальное опубликование.

В настоящее время единственным источником официального опубликования правовых актов, включенных в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА РБ), является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (далее – Портал) – государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации, размещаемый по адресу: www.pravo.by.

Официальное опубликование осуществляется в разделе “Официальное опубликование” Портала в полном соответствии с подписанными подлинниками актов. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата его размещения на Портале.

В указанном разделе все акты, опубликованные в течение последней недели, распределены по дате такого размещения в рубрике “Новые поступления”. Более ранние акты нужно искать с помощью рубрики “Поиск”. Поэтому очень важно не путать дату размещения акта на Портале с датой его включения в НРПА РБ.

Пример 1

Указ Президента РБ от 07.08.2012 № 357 “О порядке формирования и использования средств инновационных фондов” включен в НРПА РБ 8 августа 2012 г. под номером 1/13679, а опубликован на Портале 9 августа 2012 г.

9 августа – дата официального опубликования Указа № 357.

2. Неофициальное опубликование

Как мы уже ранее упоминали, помимо официального опубликования имеет место неофициальное, которое тем не менее осуществляется в официальных периодических печатных изданиях (см. табл. 1).

 

Хотя опубликование в этих изданиях считается неофициальным, оно осуществляется путем точного воспроизведения текстов актов с указанием их обязательных реквизитов (вид акта, его название, дата принятия (издания), регистрационный номер, должность, инициалы (инициал имени) и фамилия должностного лица (лиц), подписавшего правовой акт).

И все же в большинстве случаев без обращения к Порталу не обойтись. Это связано с тем, что именно по дате официального опубликования часто определяется срок вступления акта в силу. Рассмотрим соответствующие правила более подробно.

Нормативный акт действует в определенных временных рамках: с даты вступления его в силу и до даты утраты актом своей силы

Правила вступления в силу нормативных правовых актов в настоящее время определены ст. 65 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” (далее – Закон № 361-З). Так, нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей:

– граждан, – вступают в силу только после их официального опубликования (данное правило действует, даже если акт касается граждан только частично, а в иной части затрагивает, например, субъектов хозяйствования);

– индивидуальных предпринимателей и организаций, – вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ.

Более того, согласно подп. 9.2 п. 9 Директивы Президента РБ от 31.12.

2010 № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь” (далее – Директива № 4) дата вступления в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня их официального опубликования. К сожалению, на практике это правило не всегда срабатывает (например, закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), подписанный Президентом только 30 декабря 2011 г., вступил в силу с 1 января 2012 г.). К тому же из него есть исключения. Так, требование о “разумности” срока не распространяется на акты, направленные на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

Итак, акты, касающиеся организаций, по общему правилу (если в законодательных актах не указано иное), должны вступать в силу после их официального опубликования, то есть не ранее 0 часов суток, следующих за днем их размещения на Портале.

Пример 2

Акт размещен 25 сентября. В нем не определены иные сроки вступления (см. ниже). Напомним, что иное может быть определено только в законодательных актах – указах и декретах Президента РБ, законах РБ.

Дата вступления данного акта в силу – не ранее 0 часов 26 сентября.

Тем не менее, как мы уже указывали ранее и как показывает практика, исключения все же возможны, поэтому сохраняют актуальность следующие правила.

Правило № 1. Если в акте предусмотрено, что он вступает в силу со дня (а не после) официального опубликования, это значит, что течение срока начинается с 0 часов дня его размещения на Портале. Например, если такой акт размещен 25 сентября, то он вступает в силу с 0 часов 25 (а не 26) сентября.

Правило № 2. Если в акте указано, что он вступает в силу со дня подписания, то течение срока начинается с 0 часов дня его подписания.

Правило № 3. Если в акте предусмотрено, что он вступает в силу со дня включения его в НРПА РБ (имеется в виду уже дата включения акта в этот реестр (о ней мы говорили выше), а не дата размещения акта на Портале), то он вступает в силу с 0 часов дня включения его в НРПА РБ.

На практике нередко акт вступает в силу по истечении некоторого времени после его официального опубликования (размещения на Портале). Например, в акте может предусматриваться его вступление в силу через 10 дней (через месяц, 6 месяцев и т.д.

) после его опубликования. В данном случае началом для отсчета соответствующего срока являются 0 часов суток, следующих за днем официального опубликования акта (т.е. размещения акта на Портале).

При этом действуют правила, представленные в табл. 2.

 

Важно! Если последний день срока приходится на нерабочий день, перенос его на следующий за ним ближайший рабочий день не осуществляется, т.е. акт вступает в силу в нерабочий день.

Акт законодательства утрачивает силу (полностью или в части):

1) автоматически:

– если истек срок его действия, прямо предусмотренный в нем (например, в акте прямо указано, что он действует до 31 декабря 2012 г.);

– если наступило событие, которым было обусловлено действие акта или же его части при принятии (так, например, Закон РБ “О республиканском бюджете на 2012 год” и акты, принятые в его развитие, утрачивают силу с 1 января 2013 г.);

2) в случае признания акта или его части утратившими силу;

3) при принятии по тому же вопросу иного акта, обладающего более высокой юридической силой (согласно ст. 10 Закона № 361-З новый акт того же органа имеет большую силу по отношению к ранее принятому акту этого органа по тому же вопросу).

Акту или его отдельным положениям может быть придана обратная сила

Ранее мы говорили о том, что акт начинает действовать с момента его вступления в силу. Но из этого правила есть исключение. Акту или его отдельным положениям (пунктам,статьям и т.д.

) может быть придана обратная сила. Это означает, что предписания акта регулируют не только будущие отношения (т.е.

те, которые возникнут после вступления его в силу), но и отношения, возникшие в прошлом, до вступления его в силу.

Пример 2

Указ Президента РБ от 11.07.

2012 № 312 “О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности” (далее – Указ № 312) вступил в силу со дня своего официального опубликования (17 июля 2012 г.). Однако очень многие его положения (см. п 5 Указа № 312) вступили в силу с 1 января 2012 г. Фактически этим положениям была придана обратная сила, в силу чего отдельные плательщики:

– смогли воспользоваться установленными в Указе № 312 льготами за период начиная с 1 января 2012 г.

Так, плательщики экологического налога смогли применить с указанной даты установленные в абз. 4–7 п. 2 ст.

 205 НК минимальные размеры (пределы) выбросов загрязняющих веществ также к нестационарным источникам выбросов (чего нельзя было сделать до издания Указа № 312), и в случае, если общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов, не превысил определенные в этих абзацах пределы объемов выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, – вернуть или зачесть уже уплаченный ими в 2012 г. экологический налог;

– были вынуждены уплатить налоги за прошлый период по более высоким ставкам.

Так, п. 3 Указа № 312 задним числом (с 1 января 2012 г.) отменил установленные ранее в п. 4 Указа Президента РБ от 19.11.

2010 № 599 “О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса” ставки налога на игорный бизнес. Как следствие, плательщикам этого налога пришлось не позднее 22 августа 2012 г.

уплатить налог по более высоким ставкам, установленным в п. 1 ст. 309 НК, за период с начала года.

Мы рассмотрели пример, когда акт законодательства имеет обратную силу в связи с включением в него прямого указания на это (в т.ч. посредством вступления в силу отдельных положений или всего акта в целом задним числом).

Однако есть случаи, когда акт имеет обратную силу автоматически (без указания в нем на это). Речь идет о ситуациях, когда он смягчает или отменяет административную или иную ответственность граждан, в т.ч.

индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, и юридических лиц.

Обращаем внимание, что в законодательстве есть и запреты на придание нормативным правовым актам обратной силы.

Во-первых, согласно ст. 67 Закона № 361-З недопустимо придание обратной силы акту, если он ухудшает положение граждан (в т.ч.

индивидуальных предпринимателей, должностных лиц) и юридических лиц применительно к привлечению их к ответственности, т.е.

предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Во-вторых, в соответствии с подп. 9.3 п. 9 Директивы № 4 должно быть исключено придание любым нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности. Другими словами, нельзя придавать обратную силу также тем актам, которые ухудшают положение субъектов хозяйствования иным образом, не связанным с мерами ответственности (например, возлагают на них дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивают их в правах либо лишают их имеющихся прав). Но, как мы показали на примере Указа № 312, данный подпункт Директивы № 4 на практике соблюдается не всегда.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/rostotskii-g-opublikovanie-i-vstuplenie-_0000000

Нормативный правовой акт — Audit-it.ru

Указан ли такой срок в нормативных документах?

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;

  • подзаконные акты;

  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ? … и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного …  соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов …

     установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст …

  • Формирование учетной политики по стандарту … особенностями деятельности;
    СГС «Учетная политика»;
    нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …

    какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … и формирования отчетности учреждения.
    Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …

  • Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя …

    , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым … по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой …

  • Концептуальные основы бухучета в госсекторе …

    это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую …

     обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, …

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года … принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
    Письмо от 20 августа 2019 … данного понятия следует руководствоваться иными нормативными правовыми актами.

    Для целей налогообложения применяются последние … , принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного …

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …? … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или …

    предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …

  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления …

    потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …

  • Зарплата руководящего состава по новому … установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов … , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    территориальных ФОМС, государственных … РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
    муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного … субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

Прав-помощь
Добавить комментарий