Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов: как грамотно применять нормы законодательства
С 1 июля действуют новые правила официального опубликования актов законодательства
Ознакомление с содержанием акта законодательства осуществляется посредством официального и неофициального опубликования таких актов.
С 1 июля 2012 г. правила такого опубликования установлены Декретом Президента РБ от 24.02.2012 № 3 “О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь”.
1. Официальное опубликование.
В настоящее время единственным источником официального опубликования правовых актов, включенных в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА РБ), является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (далее – Портал) – государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации, размещаемый по адресу: www.pravo.by.
Официальное опубликование осуществляется в разделе “Официальное опубликование” Портала в полном соответствии с подписанными подлинниками актов. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата его размещения на Портале.
В указанном разделе все акты, опубликованные в течение последней недели, распределены по дате такого размещения в рубрике “Новые поступления”. Более ранние акты нужно искать с помощью рубрики “Поиск”. Поэтому очень важно не путать дату размещения акта на Портале с датой его включения в НРПА РБ.
Пример 1
Указ Президента РБ от 07.08.2012 № 357 “О порядке формирования и использования средств инновационных фондов” включен в НРПА РБ 8 августа 2012 г. под номером 1/13679, а опубликован на Портале 9 августа 2012 г.
9 августа – дата официального опубликования Указа № 357.
2. Неофициальное опубликование
Как мы уже ранее упоминали, помимо официального опубликования имеет место неофициальное, которое тем не менее осуществляется в официальных периодических печатных изданиях (см. табл. 1).
Хотя опубликование в этих изданиях считается неофициальным, оно осуществляется путем точного воспроизведения текстов актов с указанием их обязательных реквизитов (вид акта, его название, дата принятия (издания), регистрационный номер, должность, инициалы (инициал имени) и фамилия должностного лица (лиц), подписавшего правовой акт).
И все же в большинстве случаев без обращения к Порталу не обойтись. Это связано с тем, что именно по дате официального опубликования часто определяется срок вступления акта в силу. Рассмотрим соответствующие правила более подробно.
Нормативный акт действует в определенных временных рамках: с даты вступления его в силу и до даты утраты актом своей силы
Правила вступления в силу нормативных правовых актов в настоящее время определены ст. 65 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” (далее – Закон № 361-З). Так, нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей:
– граждан, – вступают в силу только после их официального опубликования (данное правило действует, даже если акт касается граждан только частично, а в иной части затрагивает, например, субъектов хозяйствования);
– индивидуальных предпринимателей и организаций, – вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ.
Более того, согласно подп. 9.2 п. 9 Директивы Президента РБ от 31.12.
2010 № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь” (далее – Директива № 4) дата вступления в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня их официального опубликования. К сожалению, на практике это правило не всегда срабатывает (например, закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), подписанный Президентом только 30 декабря 2011 г., вступил в силу с 1 января 2012 г.). К тому же из него есть исключения. Так, требование о “разумности” срока не распространяется на акты, направленные на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности.
Итак, акты, касающиеся организаций, по общему правилу (если в законодательных актах не указано иное), должны вступать в силу после их официального опубликования, то есть не ранее 0 часов суток, следующих за днем их размещения на Портале.
Пример 2
Акт размещен 25 сентября. В нем не определены иные сроки вступления (см. ниже). Напомним, что иное может быть определено только в законодательных актах – указах и декретах Президента РБ, законах РБ.
Дата вступления данного акта в силу – не ранее 0 часов 26 сентября.
Тем не менее, как мы уже указывали ранее и как показывает практика, исключения все же возможны, поэтому сохраняют актуальность следующие правила.
Правило № 1. Если в акте предусмотрено, что он вступает в силу со дня (а не после) официального опубликования, это значит, что течение срока начинается с 0 часов дня его размещения на Портале. Например, если такой акт размещен 25 сентября, то он вступает в силу с 0 часов 25 (а не 26) сентября.
Правило № 2. Если в акте указано, что он вступает в силу со дня подписания, то течение срока начинается с 0 часов дня его подписания.
Правило № 3. Если в акте предусмотрено, что он вступает в силу со дня включения его в НРПА РБ (имеется в виду уже дата включения акта в этот реестр (о ней мы говорили выше), а не дата размещения акта на Портале), то он вступает в силу с 0 часов дня включения его в НРПА РБ.
На практике нередко акт вступает в силу по истечении некоторого времени после его официального опубликования (размещения на Портале). Например, в акте может предусматриваться его вступление в силу через 10 дней (через месяц, 6 месяцев и т.д.
) после его опубликования. В данном случае началом для отсчета соответствующего срока являются 0 часов суток, следующих за днем официального опубликования акта (т.е. размещения акта на Портале).
При этом действуют правила, представленные в табл. 2.
Важно! Если последний день срока приходится на нерабочий день, перенос его на следующий за ним ближайший рабочий день не осуществляется, т.е. акт вступает в силу в нерабочий день.
Акт законодательства утрачивает силу (полностью или в части):
1) автоматически:
– если истек срок его действия, прямо предусмотренный в нем (например, в акте прямо указано, что он действует до 31 декабря 2012 г.);
– если наступило событие, которым было обусловлено действие акта или же его части при принятии (так, например, Закон РБ “О республиканском бюджете на 2012 год” и акты, принятые в его развитие, утрачивают силу с 1 января 2013 г.);
2) в случае признания акта или его части утратившими силу;
3) при принятии по тому же вопросу иного акта, обладающего более высокой юридической силой (согласно ст. 10 Закона № 361-З новый акт того же органа имеет большую силу по отношению к ранее принятому акту этого органа по тому же вопросу).
Акту или его отдельным положениям может быть придана обратная сила
Ранее мы говорили о том, что акт начинает действовать с момента его вступления в силу. Но из этого правила есть исключение. Акту или его отдельным положениям (пунктам,статьям и т.д.
) может быть придана обратная сила. Это означает, что предписания акта регулируют не только будущие отношения (т.е.
те, которые возникнут после вступления его в силу), но и отношения, возникшие в прошлом, до вступления его в силу.
Пример 2
Указ Президента РБ от 11.07.
2012 № 312 “О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности” (далее – Указ № 312) вступил в силу со дня своего официального опубликования (17 июля 2012 г.). Однако очень многие его положения (см. п 5 Указа № 312) вступили в силу с 1 января 2012 г. Фактически этим положениям была придана обратная сила, в силу чего отдельные плательщики:
– смогли воспользоваться установленными в Указе № 312 льготами за период начиная с 1 января 2012 г.
Так, плательщики экологического налога смогли применить с указанной даты установленные в абз. 4–7 п. 2 ст.
205 НК минимальные размеры (пределы) выбросов загрязняющих веществ также к нестационарным источникам выбросов (чего нельзя было сделать до издания Указа № 312), и в случае, если общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов, не превысил определенные в этих абзацах пределы объемов выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, – вернуть или зачесть уже уплаченный ими в 2012 г. экологический налог;
– были вынуждены уплатить налоги за прошлый период по более высоким ставкам.
Так, п. 3 Указа № 312 задним числом (с 1 января 2012 г.) отменил установленные ранее в п. 4 Указа Президента РБ от 19.11.
2010 № 599 “О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса” ставки налога на игорный бизнес. Как следствие, плательщикам этого налога пришлось не позднее 22 августа 2012 г.
уплатить налог по более высоким ставкам, установленным в п. 1 ст. 309 НК, за период с начала года.
Мы рассмотрели пример, когда акт законодательства имеет обратную силу в связи с включением в него прямого указания на это (в т.ч. посредством вступления в силу отдельных положений или всего акта в целом задним числом).
Однако есть случаи, когда акт имеет обратную силу автоматически (без указания в нем на это). Речь идет о ситуациях, когда он смягчает или отменяет административную или иную ответственность граждан, в т.ч.
индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, и юридических лиц.
Обращаем внимание, что в законодательстве есть и запреты на придание нормативным правовым актам обратной силы.
Во-первых, согласно ст. 67 Закона № 361-З недопустимо придание обратной силы акту, если он ухудшает положение граждан (в т.ч.
индивидуальных предпринимателей, должностных лиц) и юридических лиц применительно к привлечению их к ответственности, т.е.
предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Во-вторых, в соответствии с подп. 9.3 п. 9 Директивы № 4 должно быть исключено придание любым нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности. Другими словами, нельзя придавать обратную силу также тем актам, которые ухудшают положение субъектов хозяйствования иным образом, не связанным с мерами ответственности (например, возлагают на них дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивают их в правах либо лишают их имеющихся прав). Но, как мы показали на примере Указа № 312, данный подпункт Директивы № 4 на практике соблюдается не всегда.
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/rostotskii-g-opublikovanie-i-vstuplenie-_0000000
Нормативный правовой акт — Audit-it.ru
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.
Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
на временные акты;
акты неопределенно длительного действия.
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
закон;
подзаконные акты;
международные законы.
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Иерархическая система нормативно-правовых актов
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
См. также:
- Локальный нормативный акт организации
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера
- Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ? … и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного … соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов …
установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст …
- Формирование учетной политики по стандарту … особенностями деятельности;
СГС «Учетная политика»;
нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … и формирования отчетности учреждения.
Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … - Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя …
, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым … по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой …
- Концептуальные основы бухучета в госсекторе …
это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую …
обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, …
- Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года … принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Письмо от 20 августа 2019 … данного понятия следует руководствоваться иными нормативными правовыми актами.Для целей налогообложения применяются последние … , принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного …
- Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …? … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или …
предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
- Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления …
потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
- Зарплата руководящего состава по новому … установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов … , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
территориальных ФОМС, государственных … РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного … субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов …
Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html