Установление вины участника ДТП и получение страховки

«Оба хороши»: обоюдная вина при ДТП — что делать в такой ситуации

Установление вины участника ДТП и получение страховки

В законе об ОСАГО понятия «обоюдная вина» нет, но в ГИБДД под ним имеется в виду ситуация, когда оба водителя совершили нарушения правил, которые привели к ДТП.

Допустим, водитель глубокой ночью едет и внезапно врезается в машину, которая припаркована не по правилам. С одной стороны, первый двигался неосторожно, не учитывая тёмное время суток. С другой стороны, хозяин припаркованной машины также нарушил ПДД и является виновником.

Есть и ещё более редкие ситуации: когда сотрудники ГИБДД не могут понять, по чьей вине случилось ДТП, например, из-за противоречий в показаниях обоих участников — в таком случае делается вывод, что виновника установить невозможно.

Чаще всего попасть под «обоюдку» можно, нарушив пункт ПДД 10.1, в котором, в частности, говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, при которой он контролирует дорожную ситуацию.

То есть если ДТП можно было предотвратить при помощи торможения, но водитель этого не сделал, его также могут посчитать виновником ДТП даже в том случае, если другой автомобиль явно нарушил правила. В таком случае виновность водителя, который нарушил пункт 10.1 должна быть установлена с помощью экспертизы.

Здесь есть видео-пример обоюдной вины: «Газель» не уступила дорогу машине, у которой было преимущество, а легковушка, в свою очередь, совершила обгон с нарушением ПДД.

Что делать, если виноваты оба

Наиболее чёткую позицию по «обоюдке» даёт постановление пленума Верховного суда, которое было выпущено в 2015 году: там говорится, что во-первых, лицо, которое обратилось за страховой выплатой, имеет право на её получение, а во-вторых, СК выплачивают компенсации в равных долях. 

Если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.

В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (абзац четвертый пункта 22 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки, суммы финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда, если обязательства по выплате страхового возмещения в равных долях от размера понесенного каждым из водителей – участников ДТП ущерба им исполнены.

— Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС”

Комментирует страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев:

В моей практике случаев, когда страховая отказывала в выплате при обоюдной вине, не было. Но были случаи, когда сами клиенты не знали своих прав и не обращались за компенсациями при ДТП при «обоюдке», считая, что им ничего не полагается по закону.

А вот если кто-то из участников ДТП с таким решением не согласен — тогда вопрос уже будет решаться через суд:

В случае несогласия с такой выплатой лицо, получившее страховое возмещение, вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части.

При рассмотрении спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована.

Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено.

— Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС”

В суде будет определяться степень вины каждого участника ДТП. Здесь особую важность будет иметь обоснованность доводов, которые представит каждая из сторон в свою пользу, будут учитываться выводы всех проводившихся экспертиз и т.п.

Далее: если водитель виновен на 60% согласно постановлению суда, тогда ему причитается 40% от суммы понесённого ущерба. В этом случае водитель, получив ущерб на 100 тысяч рублей, 60 тысяч будет вынужден оплатить из собственных средств.

Если у водителя есть полис КАСКО, то здесь ситуация упрощается:

Для урегулирования события по КАСКО не важна степень виновности водителей, ответственность страховой компании составит 100%. Водителю ничего не придется доплачивать, компенсация будет произведена по принципу «новое за старое».

Однако при продлении договора будет применяться один из поправочных повышающих коэффициентов.

— Михаил Михеев

В итоге

Таким образом,  схема поведения в такой ситуации будет следующей: сначала попытаться решить вопрос через страховую и лишь затем идти в суд (если СК отказывается выплачивать компенсацию по «обоюдке» или если водитель не согласен с выплатой 50 на 50).

Если дело доходит до суда, очень важно привести убедительные доводы в свою пользу — для этого пригодятся фотографии и видео с места ДТП, показания свидетелей (о том, что важно сделать до, во время и после оформления ДТП, мы рассказывали здесь: 1 и 2).

Обладателям полиса КАСКО в случае обоюдной вины волноваться за компенсацию не нужно — страховая выполнит свои обязательства без доплат со стороны автовладельца.

Однако при продлении стоимость полиса будет дороже — страховая компания применит поправочный коэффициент.

Источник: https://www.ins-team.ru/news/oba

Обоюдная вина при ДТП

Установление вины участника ДТП и получение страховки

Не всегда виновником дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) является только один человек. Достаточно часто виновниками ДТП признают нескольких человек. В таких случаях обычно говорят, что у таких лиц обоюдная вина в совершении ДТП, и все последствия, которые наступают после совершения ДТП, касаются всех лиц, виновных в ДТП.

Следует заметить, что в законодательстве не дано определение понятия «обоюдная вина». На практике этот термин используется в случаях, когда в совершении ДТП виноваты несколько участников ДТП. При наличии такой обоюдной вины на практике возникает достаточно много проблемных вопросов.

Первой из таких проблем является все же сам факт наличия у участников ДТП обоюдной вины в совершении ДТП. Предварительное установление факта обоюдной вины участников ДТП осуществляется правоохранительными органами, которыми осуществляется фиксация и оформление факта ДТП.

Особое внимание нужно обратить на словосочетание «предварительное установление факта обоюдной вины», поскольку установление наличия или отсутствия у участников ДТП вины в совершении любого ДТП осуществляется в судебном порядке, самими же работниками правоохранительных органов, которыми осуществлялась фиксация ДТП, наличие, отсутствие или же степень вины в причинении ДТП не устанавливается. А потому, если представители правоохранительных органов говорят о том, что в совершении ДТП есть обоюдная вина нескольких участников ДТП, на самом деле это не всегда может быть так.

Достаточно часты случаи, когда работники правоохранительных органов, прибывшие на место ДТП для его оформления, если они видят, что оформление ДТП, и непосредственно установление виновника ДТП будет достаточно сложным, не желая заниматься выяснением кто именно из нескольких участников ДТП совершил такое ДТП, могут привлечь к ответственности нескольких участников ДТП. Если Вы считаете, что виновным в совершении ДТП является другое лицо, а Вас привлекают к административной ответственности безосновательно, то в таких случаях в протоколе об административном правонарушении в специально отведенной для этого графе следует отметить, что вы не согласны с указанными сведениями, и в дальнейшем оспаривать такой протокол об административном правонарушении. Для того чтобы успешно защитить свои права следует осуществить по меньшей мере фото- и видеофиксацию места ДТП и привлечь по возможности свидетелей, которые подтвердили бы ваши показания. Не следует забывать также и о возможности записи факта совершении ДТП городскими камерами, если таковые были установлены на месте ДТП.

Оформление факта ДТП в случае возможной взаимной вины участников ДТП осуществляется в аналогичном порядке, что и в случаях возможной вине только одного человека, за исключением одного:

которые могут иметь отношение к совершению ДТП.

Второй проблемой, с которой Вы можете столкнуться в таких случаях — это получение возмещения за причиненный вред. С первого взгляда кажется, что все просто и между собой можно договориться, что каждый самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. Но не всегда все так просто, особенно когда это касается получения страхового возмещения.

Сначала обратим внимание на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Обычно люди считают, что в таких случаях страховое возмещение не выплачивается, а страховые компании, пользуясь этим, отказывают в выплате страхового возмещения.

Однако такое утверждение является ошибочным, и страховое возмещение в таких случаях все же выплачивается.

Из сути этого вида страхования следует, что страховое возмещение потерпевшему выплачивается в случае, если в результате ДТП у виновника (виновников) ДТП, возникает обязательство по возмещению причиненного ими ущерба, то есть существуют основания для привлечения таких лиц к гражданско-правовой ответственности.

Как же быть, если пострадавший в результате ДТП есть еще и одним из виновников ДТП? В таких случаях следует иметь в виду, что Вы можете рассчитывать на страховое возмещение, размер которого зависит от процентного соотношения Вашей вины в причинении вреда.

Например, если виновниками ДТП являются два человека, и судом установлено, что другой соучастник ДТП виновен в причинении ДТП на 60%, а Вы соответственно на 40%, то если взять общий размер убытков понесенный Вами в результате ДТП за 100%, то соответственно Вы получите возмещение в размере 60% от размера понесенных Вами убытков.

Опять же, на теории все просто. На практике же, могут возникать ситуации, затрудняющие процесс получения страхового возмещения.

Так, не определение судом степени вины каждого из водителей в совершении ДТП, может быть причиной того, что страховая компания имеет право задержать выплату страхового возмещения до установления степени вины каждого из участников ДТП.

Иногда страховые компании могут все же взять за основу соотношение вины 50% на 50% без установления такого соотношения в суде. Однако, страховая компания может и не пойти Вам на встречу, и не осуществить выплату страхового возмещения пока не будет осуществлено установление судом такого соотношения.

не устанавливая ее степени в случае обоюдной вины. Установление же степени вины в таких случаях осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Как показывает практика суды могут как определить соотношение 50% на 50% так и могут возложить большую часть вины кого-то из соучастников ДТП.

Но опять же, обращаясь к судебной практике видно, что существует возможность оспорить установленную судом степень вины участника ДТП.

С получением страхового возмещения по Каско тоже возникают определенные сложности, и в первую очередь это связано с самим Договором Каско.

Так, если Договором Каско предусмотрено покрытие убытков, возникших в результате нарушения Правил Дорожного движения (поскольку вина обоюдная, а потому оба участника ДТП допустили нарушения Правил Дорожного движения) страховая выплатит страховое возмещение в пределах понесенных убытков.

Если Договором предусмотрено, что убытки возникшие в результате нарушения Правил Дорожного движения исключаются из страхового покрытия, то соответственно ждать страхового возмещения не стоит. В таких случаях возмещение ущерба осуществляется страховой компанией другого участника ДТП, но уже в пределах вины своего клиента.

В случае, если понесенные убытки с учетом степени вины превышают лимит возмещения по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности, а Договор Каско отсутствует, то соответственно возмещение убытков непокрытых полисом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности происходит за счет другого участника ДТП, но исключительно в пределах разницы между размером выплаченного страхового возмещения и размером понесенных убытков в результате ДТП, с учетом Вашей степени вины в совершении ДТП.

Третьей проблемой, которая может настичь участника ДТП при обоюдной вине — это регрессное требование страховой компании другого участника ДТП при условии, что у него был заключен договор Каско, или же требование другого участника (участников ДТП), по возмещению понесенных убытков в результате ДТП, в случае если выплаченного страхового возмещения недостаточно для покрытия понесенных убытков с учетом степени вины других участников ДТП. Однако в данном случае проблемой будет не само регрессное требование, а скорее размер такого требования. Размер такого регрессного требования в любом случае не должен превышать размера степени вины в совершении ДТП лица, к которому обращаются с регрессным требованием. В случае, если такие пропорции не соблюдены, такое требование страховой компании подлежит обжалованию.

В случаях обращения других участников ДТП о возмещении понесенных убытков в результате ДТП, в случае, если выплаченного страхового возмещения недостаточно для покрытия понесенных убытков с учетом степени вины других участников ДТП, размер таких требований не должен превышать размера разницы между суммой выплаченного страхового возмещения и размером понесенных убытков с учетом степени вины этих лиц в совершении ДТП.

В случае попадания в ДТП, не стоит ждать пока начнут возникать проблемы с вынесением судом постановления о привлечении Вас к ответственности, установлением судом правильной степени Вашей вины в совершении ДТП, с получением страхового возмещения или получением Вами регрессного требования страховой компании. В таких случаях важна каждая минута, поэтому

и заручения его поддержкой для защиты своих прав при урегулировании конфликтных вопросов, возникновение которых связано с наступлением ДТП.

Помощь при ДТП является одной из профильных сфер деятельности автоадвоката и ему известны все нюансы, которые могут возникнуть при совершении ДТП.

Своевременное обращение к автомобильному юристу при ДТП, позволит Вам сэкономить Ваше время и средства, поскольку достоверно известно, что профилактика дешевле лечения.

Источник: https://www.consoris-lawyers.com.ua/ru/reciprocal-wine/

Обоюдная винапри ДТП: кому положенавыплата по ОСАГО?

Установление вины участника ДТП и получение страховки

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей.

Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.

А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента.

Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.

А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц».

Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».

Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд.

В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.

И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в июне 2019 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты.

Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.

Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур.

Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.

Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_obojudnaya_vina

Решение по обоюдной вине при ДТП

Установление вины участника ДТП и получение страховки

Время чтения: 5 минут

Законодательство Российской Федерации возлагает ответственность на каждого водителя автотранспортного средства заключать обязательный договор о страховании автогражданской ответственности, наступающей в случае дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон об ОСАГО, регулирующий правовые отношения между страховщиком, потерпевшим и виновником ДТП, предусматривает возмещение ущерба лишь одной стороне — потерпевшей.

Основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом…

Данное утверждение подтверждается ст.3 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» N 40-ФЗ от 25.04.2002 с изменениями от 1 сентября 2016 года

Что такое обоюдное ДТП

Получается, что страховая компания покрывает ущерб потерпевшей стороне, а виновник вынужден компенсировать свои убытки самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=1GC9OBed_qc

Однако на дорогах случаются ситуации, когда в дорожно-транспортном происшествии виноваты обе стороны.

И если обоюдная вина при ДТП доказана сотрудниками ГИБДД или признана обеими сторонами, тогда наступает неординарный случай — обоюдное ДТП.

Важно!

Сложность сложившегося положения в том, что при «обоюдке» обе стороны являются потерпевшими и виновниками одновременно.

А согласно федеральному закона об ОСАГО, они имеют право на компенсацию как потерпевшие, и в тоже время — они виновники ДТП, а потому им не причитается никакого возмещения ущерба.

Без того трудная ситуация усугубляется еще и тем, что законодательство не предписывает конкретных мер при наступлении такого страхового случая.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Многие водители, осознавая свою вину в произошедшей аварии, отчаиваются и не надеются на получение страховки.

Страховые компании могут активно пользоваться правовой неграмотностью своих клиентов, не особо утруждая себя целью переубедить их в обратном. Однако не пытаться отстоять своих прав является в корне неправильным решением.

Существует уже множество судебных прецедентов, когда страховые выплаты получали обе стороны, участвовавшие в ДТП, хоть и на особых условиях.

Как определяется страховая компенсация при обоюдном ДТП

Если обе стороны признали свою вину и между ними достигнуто обоюдное согласие при ДТП, то им, как потерпевшим лицам, для получения страховой выплаты необходимо обратиться в суд общей юрисдикции.

Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

п.2 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Потерпевший имеет право на возмещение ущерба, даже если в возникновении этого ущерба есть и его вина:

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

п.2 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Стоит обратить внимание на то, что закон не отменяет выплаты в данном случае, а предписывает коррекцию суммы в зависимости от вины потерпевшего и виновника ДТП.

Получается, что пока не определена степень вины обеих сторон, то неизвестна и сумма компенсации. Если же сумма выплаты не установлена, то страховая компания имеет полное право не выплачивать ее до момента конкретизации суммы.

Установить же насколько виновна та или иная сторона может только суд.

По какому принципу определяется степень вины участников обоюдного ДТП

Для принятия решения о степени вины участников ДТП судья изучает ряд устных и письменных доказательств, имеющих отношение к делу. Это может быть все, что позволит пролить свет на истинное положение вещей:

  • материалы административного дела;
  • пояснения, отзывы и доводы участников дела;
  • заключения медицинской экспертизы;
  • заключения сотрудников ГИБДД и др.

На основании изученных материалов судья принимает решение. Из судебной практики видно, что часто степень вины распределяется между обеими сторонами поровну — 50 на 50.

Данный вердикт позволено принимать в случае, если решение о том, чья вина преобладает, принять затруднительно. В таком случае судья руководствуется п.2 ст.

1081 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.

п.2 ст.1081 Гражданского кодекса Российской Федерации

Однако случаи, когда за одним из виновников обоюдного ДТП закрепляется преобладающая доля вины, тоже нередки. Например признание вины в соотношении 70 на 30, или 80 на 20.

В такой ситуации выплата страховой компенсации тоже будет происходить в соответствующих пропорциях.

После того, как суд утвердил размер компенсационных выплат, потерпевшие могут получить возмещение ущерба от страховой компании.

Несмотря на то, что доступ к законодательной базе Российской Федерации является открытым и любой гражданин может ознакомиться со своими правами и обязанностями, все же для решения судебных дел мы настоятельно рекомендуем обращаться за консультацией к специалисту. Помните, что скупой платит дважды, а профессиональный консультант поможет сберечь драгоценное время и финансы!

Что такое обоюдное ДТП?

Случай когда обе стороны участвующие в ДТП являются виновниками.

Возместит ли ущерб страховая компания?

Да, Вам нужно обратиться в суд. Так как потерпевший имеет право на возмещение ущерба, даже если в возникновении этого ущерба виноват он сам. Закон не отменяет выплаты, а только регулирует сумму выплаты в зависимости от вины.

Источник: https://zakon-auto.ru/dtp/oboyudnaya-vina.php

Обоюдная вина в ДТП судебная практика — Автоюрист онлайн

Любой автоводитель хорошо понимает, что когда встанет вопрос о виновнике какого-либо происшествия или случится ДТП, полис покроет полностью или же частично все необходимые компенсационные выплаты тому, кто пострадал. Но если виновны оба участника ДТП, тут уже вопрос становится ребром, выплатит страховая компания или нет — можно лишь гадать.

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Нужно сразу сказать, что четкого толкования данного понятия в законе нет, то есть таким словосочетанием принято называть ситуации и происшествия, при которых вина касается всех участников ДТП.

Выделяют три вида разновидностей нарушения:

  • Когда столкновение случилось исключительно по вине одного нарушителя, естественно, все платежи по ОСАГО потерпевший получит в любом случае.
  • Если после инцидента было вынесено решение сотрудника ГИБДД о том, что невозможно собрать достоверные данные и установить всю картину произошедшего по причине различных показаний сторон. Несогласие с такими выводами приведет к разбирательству уже в судебном порядке.
  • Два водителя одновременно не соблюдали правила движения автотранспорта. В итоге обе стороны получают протокол и акт об административном нарушении.

Обоюдная вина при ДТП: судебная практика

Обратите внимание! Заводить речь об обоюдной вине позволено, если доказано, что обе стороны были виновны.

В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в дтп

Взыскание морального вреда при ДТП: судебная практика

Виновника дорожного происшествия установить может лишь суд, потому что автомобильные инспекторы лишь имеют право зафиксировать данное правонарушение. Впрочем, если обоюдная вина при ДТП возникла по провинности одного водителя, то и отвечать будет только он.

Источник: https://advocat-tech.com/reshenie-po-oboyudnoy-vine-pri-dtp/

Обоюдная вина при ДТП и возмещение ущерба по ОСАГО

Установление вины участника ДТП и получение страховки

Нередко аварии на дорогах случаются в результате неправильных действий не только одного водителя. Такие случаи квалифицируются как ДТП по обоюдной вине. Тогда в отношении каждого виновника выносится отдельное постановление о правонарушении.

Расследование любого ДТП завершается, как правило,  одним из следующих результатов:

  1. Виновником происшествия признаётся один из участников аварии. В этом случае другой участник будет пострадавшей стороной, и он имеет право рассчитывать на компенсацию ущерба по ОСАГО в установленном законом порядке.
  2. Группа разбора ГИБДД прекращает расследование и выносит соответствующее постановление о закрытии дела в связи с невозможностью определения виновника происшествия или установления истинной картины ДТП вследствие противоречивых показаний свидетелей и отсутствием материалов объективного наблюдения. Если участники ДТП не согласны с официальным решением инспекции, то дальнейшее разбирательство возможно в судебной инстанции.
  3. Виновниками дорожного происшествия признаются оба участника, и каждому из них предъявляется постановление о правонарушении и протокол происшествия.

Многие автолюбители ошибочно полагают, что виновника аварии определяет инспектор ГИБДД, прибывший на место и составляющий протокол ДТП. На самом деле это не так.

Основная функция и задача сотрудников ДПС по прибытии на место происшествия – это подробная фиксация деталей с целью объективного определения причин ДТП, сопутствующих факторов и последствий аварии. А определение виновника и степени его вины относится к полномочиям судебного органа.

 Если причиной обоюдного ДТП послужили нарушения правил обоими участниками, то их вина очевидна, но определение степени вины каждого водителя является прерогативой суда.

Особенности толкования «обоюдной вины»

Обоюдная вина в ДТП на дороге может быть как реальной, так и кажущейся.

Бывает, что водитель допустил нарушение правил, но в происшедшем столкновении он не виноват. Рассмотрим, к примеру, два реальных случая из судебной практики аварий по обоюдным ДТП:

  1. Водитель выехал в город на машине, на которую не оформлена страховка по ОСАГО, нарушив тем самым требование п.2.1.1 ПДД. Подъехав к перекрёстку, он остановился на стоп-линии, так как светофор замигал и переключился на красный свет, но на него сзади наехал грузовик. В данной ситуации различные нарушения ПДД совершили оба водителя, но виновен в столкновении только водитель грузовика, который не соблюдал нужную дистанцию, поэтому фактически здесь в ДТП нет обоюдной вины. В этом случае виновником происшествия будет определён с большой долей вероятности водитель грузовой машины, а пострадавшим будет первый водитель.
  2. Точно такой же случай из судебной практики, только нарушение пострадавшего состояло в том, что он оказался пьяным за рулём. Нарушителями ПДД, как и в первом случае, признаны оба водителя. Но виновником ДТП признан наехавший сзади водитель из-за несоблюдения требуемой дистанции. Пьяный водитель признан пострадавшим, но виновным в управлении транспортом в нетрезвом состоянии, за что привлечён к выплате штрафа и временному лишению водительских прав. На восстановление автомобиля он получил страховку по ОСАГО от страховой компании виновника аварии.

К сожалению, существует много нюансов в толковании случаев дорожных происшествий по обоюдной вине и последствий по страховым выплатам.

В практике судебного разбирательства были и такие случаи, когда страховое возмещение выплачивалось обеим сторонам в полном объёме на том основании, что в положении по ОСАГО не предусмотрено сокращение страховой компенсации в зависимости от установленной степени виновности участника ДТП, случившегося по обоюдной вине.

Если в дорожной аварии существуют какие-то признаки обоюдки, то участникам следует особо внимательно отнестись к оформлению протокола сотрудниками ГИБДД, чтобы в нём были отмечены все детали ДТП, свидетельствующие о виновности противной стороны. Не стесняйтесь обращать внимание инспектора на обстоятельства, которые были упущены в протоколе или схеме аварии.

Может быть и так, что один из участников ДТП, осознавая свою вину и надеясь возместить причинённый ущерб за счёт страховой компании, признаёт свою виновность.

Однако в дальнейшем, когда выясняется, что размер ущерба превышает максимальную сумму страховки ОСАГО и ему придётся оставшуюся часть компенсировать пострадавшему из своего кармана, он передумывает брать вину на себя и обращается в страховую фирму с заявлением, что в аварии имеется факт обоюдной вины.

Тем самым страховой компании предоставляется возможность сократить или отменить выплаты, которой она обязательно воспользуется и приостановит процесс компенсации ущерба потерпевшему до завершения рассмотрения дела в суде.

Если на суде адвокат докажет, что имело место обоюдная вина участников, то первоначальный потерпевший не сможет рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховой компании, а первоначальный виновник аварии  освободится от обязанности выплачивать компенсацию пострадавшему из своего кармана.

Как нужно доказывать обоюдную виновность в ДТП

Как было указано выше, степень вины каждого участника дорожного происшествия определяется судом в процессе рассмотрения дела по иску потерпевшего о возмещении причинённого ущерба.

При этом в качестве ответчика нужно привлечь не только виновного в ДТП водителя, но и его страховую компанию, которая должна выплачивать компенсацию.

В иске отразите просьбу в определении степени вины ответчика.

В ходе разбирательства на судебных заседаниях нужно проявлять активность, основывая свои аргументы конкретными пунктами Правил и статей законов. Свою версию дорожного происшествия обоснуйте материалами объективного наблюдения и свидетельскими показаниями. При этом свидетели аварии должны быть зарегистрированы в протоколе ДТП.

Если заявитель не имеет большого опыта участия в судебных разбирательствах, то ему лучше обратиться за помощью к адвокату , который поможет с построением грамотной и обоснованной тактики поведения на судебных заседаниях для достижения максимально выгодного результата. Возможно, что потребуется проведение специальной экспертизы для объективной оценки состояния пострадавшего автомобиля и размера причинённого ущерба. На основании экспертной оценки устанавливается размер страховых выплат.

Страховые выплаты при обоюдной вине

При установлении обоюдной вины в ДТП выплата страховки производится пропорционально степени вины данного участника происшествия по  решению суда. Чем больше вина человека, тем на меньшую долю возмещения он может претендовать.

Таким образом, если степень вины в аварии не одинакова, то менее виноватому участнику стоит обратиться в суд для официального установления этой разницы, иначе страховая фирма разделит установленную сумму страховых выплат поровну между обоими участниками по 50% каждому.

В действующем российском законодательстве не регламентированы вопросы о порядке выплат по компенсации ущерба при обоюдном ДТП, поэтому страховые фирмы по-своему решают эти проблемы, руководствуясь своими интересами. При этом обычно применяются следующие варианты их реализации:

Выплачивают обоим участникам ОСАГО – виновникам ДТП по 50% полученного ущерба. Страховщики исходят из того, что если нет возможности точно определить степень виновности каждого участника, то они считаются равными, т.е. размер возмещения ущерба делится поровну. Доказательство неравности вины участников обоюдного ДТП при недостатке фактической информации является достаточно сложным процессом.

Выносят решение об отказе в выплате компенсации обоим участникам происшествия на основании невозможности определения степени их виновности в аварии. Неправомерность такого решения очевидна, оно осознается и страховой фирмой, но принимается с тем расчётом, что потерпевшие-виновники просто не захотят впутываться в судебное разбирательство, требующее от них дополнительных финансовых расходов.

Однако закон устанавливает (ГК РФ ст.1083 ч.2) зависимость размера возмещения ущерба потерпевшему от степени его вины в случившемся происшествии.

Теоретически это принимается в расчёт судебными органами при проведении разбирательства, однако практически установить обоснованную фактами истинную меру вины потерпевших очень сложно.

Поэтому суды нередко следуют по упрощённому пути – определяют равную долю в компенсации ущерба.

Но бывает и так, что искушённые адвокаты добиваются своих целей и достигают других решений суда в распределении процентного соотношения размера компенсации участникам аварии – 90/10, 80/20 и т.д. Однако на практике редко кто из виновников-потерпевших выражает готовность идти до конца и бороться за более выгодное для себя решение суда.  Особенно, когда вопрос касается не очень больших сумм.

Большинство таких потерпевших участников аварии по обоюдной вине предпочитают гарантированную «синицу в руках» далёкому «журавлю в небе» и безропотно соглашаются на встречное предложение страхователя о выплате 50-процентной компенсации обеим сторонам. Таким образом, наличие обоюдной вины в дорожном происшествии на руку страховой фирме, так как неразбериха в правовом урегулировании этого вопроса даёт ей возможность маневрирования в принятии выгодных для себя решений.

Худший поворот событий для участников аварии – это невозможность получения компенсации ущерба по ОСАГО в связи с тем, что суд не может принять решение о конкретном виновнике происшествия или установить обоюдную вину по следующим причинам:

  • отсутствие достаточных фактов для принятия обоснованного решения о виновнике ДТП;
  • отсутствие объективных материалов об обстоятельствах происшествия или отсутствие свидетельских показаний, проясняющих истинную картину аварии;
  • кардинальные противоречия в объяснениях участников ДТП.

В таком случае им остаётся надеяться только на КАСКО, если соответствующее страхование было оформлено.

С 27.04.2017 года вступили в действие дополнения и изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым установление обоюдной вины в ДТП позволит потерпевшему получить денежную компенсацию вместо восстановления повреждённой автомашины в сертифицированной станции техобслуживания. При этом сумма денежной компенсации зависит от степени износа автомобиля.

Если же пострадавший автовладелец решит восстанавливать машину в СТО страховой фирмы, то часть ремонта ему придётся оплачивать самому в зависимости от степени вины.

Например, если стоимость восстановления оценена в 40 000 рублей, а вина сторон установлена одинаковой, то бесплатно ему будет оказана только половина этих услуг, а оставшуюся часть в 20 000 рублей он доплачивает  из своего кармана.

Это решение более выгодно для потерпевшего в ДТП с обоюдкой, так как при получении возмещения деньгами он получит сумму, равную 50% ущерба, дополнительно уменьшенную на определенную величину с учётом износа автомобиля.

Как получить страховку?

Если оба участника ДТП с обоюдной виной согласны с решением страховой компании о выплате половинной доли ущерба или восстановлением повреждённых машин в СТО с оплатой половины стоимости ремонта, то им можно обойтись без судебного разбирательства.

Особенно это актуально, когда дело касается небольших размеров причинённого повреждения.

Тогда им можно обращаться к страховщику сразу после получения на руки необходимых документов в ГИБДД, где указаны допущенные нарушения каждой стороны, и получить причитающиеся деньги или обслуживание в установленные сроки.

Если же один из участников аварии не согласен с распределением выплат пополам, то ему следует:

  • довести до сведения страховой компании о происшествии и своём несогласии на половинную выплату компенсации;
  • обратиться в суд с заявлением об установлении меры виновности участников ДТП и дождаться решения;
  • получить положенное по решению суда возмещение пропорциональное степени своей вины.

При этом учитывайте, что судебные разбирательства занимают длительное время (до нескольких месяцев) и нет гарантии, что он удовлетворит требование истца. Поэтому обращение в суд целесообразно в тех случаях, когда:

  • ГИБДД не определила виновника аварии;
  • вина одного из участников очевидно и явно превалирует над виной другого водителя;
  • значительный размер причинённого ущерба, когда получение максимально возможной компенсации играет большую роль.

Если страховая компания отказывает в выплате компенсации участникам аварии, ссылаясь на обоюдную вину, не предъявляя других законных оснований, то им нужно подать жалобу на данное решение в досудебном порядке, а затем при повторном письменном отказе подавать иск в суд.

Источник: http://avtomotoprof.ru/zakon-i-voditel/oboyudnaya-vina-pri-dtp/

Что делать, если сумма страховой выплаты по ОСАГО не покрывает расходы на ремонт?

Установление вины участника ДТП и получение страховки

Страховое возмещение по ОСАГО в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, по общему правилу ограничено максимумом — 400 000 руб. (пп. «б» ст. 7 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ), разъясняет компания “Консультант Самара”.

Сумма страхового возмещения (выплаты) может не покрыть расходы на ремонт, если страховщик занизил сумму возмещения или выплатил максимально возможную сумму, но стоимость ремонта оказалась больше. Если из документов о ДТП невозможно установить вину конкретного водителя (например, оба водителя нарушили ПДД), то страховщик возместит ущерб в равных долях. То есть, например, когда участников ДТП двое, возмещение каждому потерпевшему составит половину от размера ущерба или в иных пропорциях в зависимости от степени вины участников ДТП, установленной судом (п. 22 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

1. Страховая компания занизила сумму возмещения

Если сумма страхового возмещения не покрывает ваши расходы на ремонт в результате занижения страховой компанией суммы возмещения, рекомендуем вам придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите у страховщика копию акта о страховом случае

При рассмотрении заявления потерпевшего о страховом возмещении страховщик обязан составить акт о страховом случае. В нем описывается страховой случай (ДТП), указываются его последствия, размер ущерба и страхового возмещения, а также дается расчет страхового возмещения (п. 4.22 Правил ОСАГО, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П). Страховщик обязан выдать акт по вашему письменному требованию в течение трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения этого требования — при получении требования после составления акта о страховом случае или с даты составления акта о страховом случае — при получении требования до составления акта о страховом случае (п. 4.23 Правил ОСАГО).

Шаг 2. Проверьте правильность расчета страховщика

Правильность расчета можно оценить приблизительно с помощью справочников на сайте Российского союза автостраховщиков. Если цены занижены, значит и расчет суммы страхового возмещения неверный (ст. 12.1 Закона N 40-ФЗ; п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58). Такая проверка является предварительной и не заменит экспертного исследования. Но на ее основе можно сформировать первоначальное представление о перспективе спора со страховщиком, не неся при этом дополнительных расходов.

Обратите внимание! Если ДТП было оформлено без участия сотрудников полиции, страховщик возместит ущерб только в пределах 100 000 руб. В случае ДТП на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области, а также отсутствия разногласий у участников об обстоятельствах ДТП и (или) характере и перечне видимых повреждений транспортных средств возмещение ограничено 400 000 руб.

При этом данные о ДТП должны быть зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих получение в некорректируемом виде на основе сигнала ГЛОНАСС информации о ДТП, или с использованием программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям, и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (п. п. 4, 5, 8 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ).

Если расчеты страховщика оказались ошибочны или вы не хотите проверять правильность расчетов страховщика, переходите к следующему шагу.

Шаг 3. Получите документальное подтверждение размера ущерба В случае судебного разбирательства со страховщиком доказательством размера ущерба и стоимости восстановления транспортного средства будет только заключение, полученное по итогам независимой технической экспертизы. Такую экспертизу проводит эксперт-техник, внесенный Минюстом России в государственный реестр экспертов-техников, в соответствии с Единой методикой и с использованием утверждаемых РСА электронных баз данных стоимостной информации (справочников) (ст. 12.1 Закона N 40-ФЗ; п. 7.4 Единой методики). Чтобы получить этот документ, необходимо обратиться к эксперту-технику или в организацию, имеющую в штате экспертов-техников, и заключить договор на проведение независимой технической экспертизы. Реестр экспертов-техников размещен на официальном сайте Минюста России. Стоимость экспертизы обычно зависит от ее сложности и стоимости поврежденного имущества.

Шаг 4. Обратитесь к страховщику с письменной претензией

Источник: http://www.asn-news.ru/smi/32427

Прав-помощь
Добавить комментарий