Увольнение педагога в связи отсутствия педагогического образования

Увольнение педагога из-за отсутствия образования

Увольнение педагога в связи отсутствия педагогического образования

Можно ли уволить педагога, если у него нет требуемого законом образования? С одной стороны, образовательный закон требует обязательного наличия профильного образования у педагогических работников.

С другой стороны, воспитатель, проработавший не один год в дошкольной организации, имеет большой профессиональный опыт.

В связи с этим вопросом Конституционный Суд РФ высказал свою позицию относительно увольнения педагогических работников по инициативе работодателя, если работник не имеет необходимого диплома об образовании.

Какое образование должно быть у педагогического работника?

В силу требований образовательного закона педагог может работать только в том случае, если у него есть образование, отраженное в профессиональном стандарте (ст. 46).

Минтруд утвердил профстандарт для педагогов, в том числе, и для воспитателей дошкольных организаций (приказ от 18.10.2013 года №544н). Для воспитателей предусмотрены следующие требования к образованию:

  • высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»;
  • ЛИБО высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Отсутствие образования – основание для увольнения педагогического работника?

Если исходить из буквального толкования указанной выше нормы закона и профстандарта, то получается, что воспитатели без требуемого образования не могут работать в ДОУ. И такой точки зрения придерживались суды до недавнего времени, даже, несмотря на то, что без работы оставляли воспитателей, которые половину своей жизни посвятили образованию детей в рамках дошкольных организаций.

В эту несправедливую ситуацию пришлось вмешаться Конституционному Суду России. Женщина проработала около 25 лет воспитателем в дошкольных организациях, получила первую квалификационную категорию.

Но в 2017 году работодатель решил, что педагог должен быть уволен, так как у неё не было необходимого по профстандарту образования.

Воспитателю с большим профессиональным опытом предложили должность уборщицы, от которой она отказалась.

Педагог пыталась восстановить справедливость в суде, но несколько судебных инстанций признали законным увольнение педагогического работника по инициативе администрации из-за отсутствия образования. Можно сказать, что суды заняли формальный подход и не обратили внимания на профессиональные качества, опыт работы педагога.

Хорошо, что воспитатель не остановилась после несправедливых решений суда и продолжила борьбу в Конституционном Суде России (Постановление КС РФ от 14.11.2018 года № 41-П). Высшая инстанция не применила формальный подход в этом деле, уделив внимание, прежде всего, личности воспитателя и защите её трудовых прав.

Судом было указано на обязанность государства гарантировать гражданам, которые длительно осуществляют трудовую деятельность и успешны в профессиональном плане, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, чтобы не изменить их правового положения исключительного по формальным критериям.

В данном случае образование и опыт работы воспитателя при устройстве на работу соответствовали действовавшим в тот момент нормативным требованиям. А увольнение педагога по инициативе работодателя было вызвано принятием Закона об образовании и профстандарта Педагога, которые начали действовать уже в период трудовой деятельности сотрудника.

Конституционный Суд России отметил, что введение в действие нового образовательного закона не предполагало, что оценке будет подвергаться наличие или отсутствие необходимого профильного образования у педагогических работников, которые уже работают по специальности и качественно выполняют свои трудовые обязанности.

Очень ценно, на наш взгляд, мнение судьи Конституционного Суда России К.В. Арановского по этому вопросу: «… заявительница провела как воспитатель, более четверти века доказывая свою пригодность к этой работе, умение обращаться с детьми и поддерживать нормальные отношения с родителями и работодателем.

Заявительница к тому же, отчасти, обеспечена документами о длительных своих контактах с профессиональным образованием, которые прошли, надо думать, небесполезно и в конечном счете не навредили профессиональным и личным способностям, таким как эмпатия, терпение, интуиция, достоинство, порядочность и ответственность.

Проходила она и аттестации, и курсы с отметками и категориями, т.е. все-таки исполняла документально-ритуальную часть в отношениях с профессионально-образовательной системой.

Той, однако, мало знаков лояльности, и силой оспариваемого законодательства она требует, чтобы решающее значение имели ее дипломы, сертификаты и все им подобное, что подразумевает, между прочим, денежный интерес участников системы, а не только подчинение педагогов, воспитанников и родителей ее стандартам и административным изъявлениям».

Также стоит обратить внимание, что при проведении аттестации комиссия может дать рекомендации о назначении на должность педагога, который пусть не имеет необходимого образования, но обладает большим практическим опытом и успешно справляется со своими трудовыми обязанностями (пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников).

Источник: https://parta1.com/blog/25808.html

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Увольнение педагога в связи отсутствия педагогического образования

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет).

Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор.

То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию».

Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу.

«У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя.

Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе.

Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник.

Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана.

Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго.

Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение.

Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы.

«В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель.

— К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс».

Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке.

Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Источник: https://mel.fm/uchitelya/952831-dismissal_teacher

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Увольнение педагога в связи отсутствия педагогического образования

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.

Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.

Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Глава 2. Особенности трудовых правоотношений педагогических работников

Увольнение педагога в связи отсутствия педагогического образования

Трудовойдоговор является основным документом,определяющим отношения педагогическогоработника с его работодателем –образовательной организацией. Трудовойдоговор заключается в письменной формев двух экземплярах, подписывается обеимисторонами. Один экземпляр трудовогодоговора передаётся работнику, другойхранится у работодателя.

Специфическимусловием трудового договора, заключаемогос педагогическими работникамиобразовательного учреждения, являетсяучебная нагрузка, зафиксированная втарификационной ведомости.

Еслипри приёме на работу объём учебнойнагрузки не оговорён, считается, чтотрудовой договор заключён исходя изколичества педагогической (преподавательской)работы, соответствующего ставкезанимаемой должности1.

Посколькудеятельность педагога связана не толькос обучением, но и с воспитанием,законодатель предъявляет специальныетребования к его личности: он долженсоответствовать определенным моральнымстандартам и не нарушать общепризнанныхправил поведения.

В этой связи закономустановлены, с одной стороны, ограничениядля занятия педагогической деятельностьюдля лиц, имеющих судимость за определенныепреступления, а с другой – дополнительныеоснования увольнения педагогическихработников за аморальные поступки.

Вп. 8 ст. 81 ТК РФ указано, что увольнениеза совершение аморального проступка,несовместимого с продолжением работы,относится к работникам, выполняющимвоспитательные функции.

Согласноп. 46 постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 17.03.04 № 2 “О применении судамиРоссийской Федерации Трудового кодексаРоссийской Федерации”2(далее Постановление от 17 марта 2004г.

)поданному основанию допускается увольнениетолько тех работников, которые занимаютсявоспитательной деятельностью, напримеручителей, преподавателей учебныхзаведений, мастеров производственногообучения, воспитателей детских учреждений,и независимо от того, где совершенаморальный проступок: по месту работыили в быту.

Судебнаяпрактика однозначна: лица, хотя иработающие в учреждениях, где основнымсодержанием работы является воспитаниеи обучение (высшие и средние специальныеучебные заведения, школы, интернаты ит. д.), но выполняющие лишь техническиеобязанности (уборщица, кладовщик),уволены по п. 8 ст. 81 ТК РФ быть не могут.

Взаконодательстве и Постановлении от17.03.2004 понятие аморального проступкаотсутствует.

Всудебной практике выработалосьопределение аморального проступка.Так, в апелляционномопределении Омскогообластного суда от 3 сентября 2008 г.

N33-3296/20081указано:«Под аморальным следует пониматьпроступок, нарушающий принятые в общественормы морали, совершенный работникомна работе или в быту и не соответствующийморально-этическим требованиям,предъявляемым к выполняемой им работеили занимаемой должности».

Этоже определение аморального проступкасодержится в Определении судебнойколлегии по гражданским деламСтавропольскогокраевого суда от 11.03.

2014 по делу N33-693/20142,которое дополнено следующим положением:«Аморальныйпроступок может выразиться в сквернословии,в появлении в нетрезвом состоянии средиучащихся, хотя и вне образовательногоучреждения.

При этом, например, неявляется аморальным проступком сообщениесведений, не соответствующихдействительности».

Считаемнеобходимым определение аморальногопроступка, выработанное судебнойпрактикой, закрепить на законодательномуровне, внеся соответствующие поправкив Трудовой кодекс Российской Федерации.

Дляпротиводействия коррупции в сфереобразования, незаконному предпринимательствув законодательство об образованииФедеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ “Опротиводействии коррупции”1введено понятие «конфликт интересовпедагогического работника» (п. 33 ст.

2)и «защита прав учащихся и их родителей(законных представителей)» (ст. 45).Педагогический работник не вправеоказывать платные образовательныеуслуги учащимся в данном образовательномучреждении, если это приводит к конфликтуинтересов педагогического работника(п. 2 ст.

48)2.

Правилаповедения, которым обязательно подчиняютсядисциплинированные работники, включаютв себя и трудовой распорядок.

Официальногоопределения трудового распорядка вКодексе не приводится, поэтому толкованиеего смысла производится по грамматическомуи логическому принципам.

Распорядок –это сложившиеся или установленныекем-либо правила, относящиеся к образужизни, труду, последовательностидействий; режим, т.е. точно установленный,строго предписанный кем-либо порядок3.

Согласност. 189 Трудового Кодекса РФ правилавнутреннего трудового распорядка –это локальный нормативный акт организации,регламентирующий в соответствии сданным Кодексом и иными федеральнымизаконами:

-порядок приема и увольнения работников;

-основные права, обязанности иответственность сторон трудовогодоговора;

-режим работы;

-время отдыха;

-применяемые к работникам меры поощренияи взыскания;

-иные вопросы регулирования трудовыхотношений в организации.

Разновидностьнормативов численности — типовые штаты.Штатным расписанием называется внутреннийакт организации, в котором зафиксированаеё структура, штатный состав и штатнаячисленность.

Штатное расписание –стратегически важный документ, отражающийструктуру и численность работниковорганизации. Штатное расписание позволяетпланировать потребность в персонале,оптимизировать количество и составштатных единиц, регулировать фондзаработной платы.

Пересмотр штатногорасписания подчас влечет за собойувольнение сотрудников, прием новых,переводы работников организации1.

Ст.179 Трудового кодекса РФ установлено,что при сокращении численности илиштата работников преимущественноеправо на оставление на работепредоставляется работникам с болеевысокой производительностью труда иквалификацией.

Приравной производительности труда иквалификации предпочтение в оставлениина работе отдается: семейным – при наличиидвух или более иждивенцев (нетрудоспособныхчленов семьи, находящихся на полномсодержании работника или получающихот него помощь, которая является дляних постоянным и основным источникомсредств к существованию); лицам, в семьекоторых нет других работников ссамостоятельным заработком; работникам,получившим в период работы у данногоработодателя трудовое увечье илипрофессиональное заболевание; инвалидамВеликой Отечественной войны и инвалидамбоевых действий по защите Отечества;работникам, повышающим свою квалификациюпо направлению работодателя без отрываот работы.

Трудовымзаконодательством не установлено норм,запрещающих увольнять в связи ссокращением штата или численностиработников одновременно двух членовсемьи. Преимущественное право наоставление на работе при сокращениичисленности или штата работников каждыйиз супругов может иметь только приналичии оснований, предусмотренных ст.179 ТК РФ и коллективным договором.

Коллективнымдоговором ГПОУ «Сыктывкарскийгуманитарно-педагогический колледжимени И.А. Куратова» на 2014-2016 годы1предусмотрен запрет на увольнение двухработников из одной семьи:«Присокращении численности или штата недопускать увольнения двух работниковиз одной семьи одновременно» (п. 4.1.5).

Судебнаяпрактика по делам, связанным с трудовойдеятельностью педагогических работников,достаточно единообразна, в ходе изучениясудебных решений существенных противоречиймежду решениями судов в разных субъектахРФ по данной категории дел не выявлено.Вст.

336 ТК РФ названо третье специальноеоснование увольнения педагогическихработников. Оно касается руководящихработников вузов и их филиалов и будетпроанализировано в следующей теме.

Приувольнении педагогов по инициативеработодателя по другим основаниям,которые не связаны с виновным поведениемработника, (к примеру, в связи с сокращениемштата, вызванным уменьшением нагрузкиили числа обучающихся) применяетсяправило, согласно которому увольнениеосуществляется по окончании учебногогода.

Такие нормы закреплены в некоторыхТиповых положениях об образовательныхучреждениях (начального профессиональногообразования, среднего профессиональногообразования, дополнительногопрофессионального образованияспециалистов).

Нижесформулированы основные выводы судовпо трудовым спорам с участием педагогическихработников:

-суды, как правило, признают правомернымувольнение педагогических работниковпо ст. 336 Трудового кодекса РФ (за повторноев течение одного года грубое нарушениеустава организации, осуществляющейобразовательную деятельность и заприменение, в том числе однократное,методов воспитания, связанных с физическими (или) психическим насилием над личностьюобучающегося, воспитанника);

-суды признают правомерным увольнениеработников не только образовательныхорганизаций, но и социальных учреждений(дом-интернат), осуществляющих обучение,по п. 2 ст. 336 ТК РФ за применение методоввоспитания, связанных с психическимнасилием над обучающимся;

-образовательный ценз лиц, претендующихна осуществление педагогическойдеятельности, имеет значение не толькопри принятии решения о заключениитрудового договора, но и при лицензированииобразовательной организации;

-должности “инструктор по вождению”и “мастер производственного обучения”не тождественны, инструктор по вождениюне является педагогическим работником,на него не распространяются гарантиии льготы, предусмотренные для лиц даннойкатегории;

-стимулирующие выплаты за качествовыполняемой работы не являютсяобязательной составляющей заработнойплаты, а осуществляются в пределахсредств, предусмотренных на оплатутруда, поэтому их отмена приказомдиректора школы при отсутствии денежныхсредств на указанные цели в фонде оплатытруда, не является нарушением трудовыхправ;

-ненадлежащее выполнение процедурыаттестации может стать причиной признаниярешения аттестационной комиссиинезаконным.

Оценкасоответствия педагогического работникапредъявляемым квалификационнымтребованиям осуществляется не толькопри приеме на работу, но и в процессетрудовой деятельности. Организационно-правовойформой такой проверки является аттестация.

Положение о порядке аттестациипедагогических и руководящихработников государственныхи муниципальных образовательныхучреждений утверждено приказомМинобразования РФ от 26 июня 2000 г. Онораспространяется на работниковгосударственных и муниципальныхобразовательных учреждений всех типови видов (кроме вузов).

Педагогическиеработники негосударственных образовательныхучреждений могут пройти аттестацию наоснове договора между органом управленияобразованием, при котором созданасоответствующая аттестационная комиссия,и этим учреждением или самим работником.

Цельюаттестации являетсяопределение соответствия уровняпрофессиональной компетентностипедагогических и руководящих работниковтребованиям к квалификации при присвоенииим квалификационных категорий.

Аттестациядолжна обеспечить целенаправленное,непрерывное повышение уровняпрофессиональной компетентностиработников и повышение оплаты их трудав соответствии с ростом квалификации.

Она проводится с соблюдением принциповоткрытости, коллегиальности, обеспечивающихобъективное, гуманное и доброжелательноеотношение к аттестуемым педагогическими руководящим работникам.

Аттестацияруководящих работников и лиц, претендующихна руководящую должность и на первуюквалификационную категорию, являетсяобязательной.

Основанием для ее проведенияявляется представление в соответствующуюаттестационную комиссию руководителейорганов управления образованием (наруководителей образовательных учрежденийи лиц, претендующих на должностируководителей образовательных учреждений)или руководителей образовательныхучреждений (на их заместителей, а такжена руководителей филиалов и другихруководителей структурных подразделений,старших мастеров). Представление должносодержать всестороннюю оценкупрофессиональной подготовки работникаквалификационным требованиям подолжности; его возможностей управленияданным образовательным учреждениемили структурным подразделением; опытаработы, знаний основ управленческойдеятельности. Работник должен бытьознакомлен с указанным представлениемне позднее чем за две недели до аттестации.Срок ее проведения определяетсясоответствующим органом управленияобразованием.

Аттестацияна вторую, первую и высшую квалификационныекатегории для педагогических работникови на высшую квалификационную категориюдля руководящих работников проводитсяна добровольной основе.

Итак,заключение и расторжение трудовогодоговора с педагогическими работникамипроизводится как по общим правилам, таки обязательным для всех категорийработников, так и по специальным, присущимтолько трудовым отношениям с участиемпедагогов.

Источник: https://studfile.net/preview/6320917/page:4/

IV.5. Основания и порядок увольнения педагогических работников

Увольнение педагога в связи отсутствия педагогического образования

Увольнениепедагогических работников осуществляетсяпри расторжении трудового договора.Под расторжением трудового договорапонимается его прекращение в формеувольнения как по инициативе сторондоговора, так и по обстоятельствам несвязанным с волеизъявлением сторонпрекращаемого трудового договора.49 Основаниями для увольнения являются:

а)по взаимному соглашению сторон – ч.1ст. 77 ТК РФ;

б)по инициативе работника – ч. 3 ст. 77 ТКРФ;

в)по инициативе администрации – ст. 81 ТКРФ;

г)по обстоятельствам, не зависящим отволи сторон, – ст. 83 ТК РФ.

Приувольнении работника администрация ОУобязана издать приказ об увольненииработника с указанием статьи ТК РФ и /или Закона РФ «Об образовании», послужившейоснованием прекращения трудовогодоговора. Работнику обязательно выдаетсяправильно оформленная трудовая книжка(ст. 62 ТК РФ) и выплачиваются все суммы,причитающиеся ему от ОУ.

Расторжениетрудового договора с педагогическимиработниками по инициативе администрации возможно по общим основаниям (ст. 77 ТК РФ), пообстоятельствам, не зависящим от волисторон (ст. 83 ТК РФ), и по дополнительным(ст. 336 ТК РФ), а также по основаниям,установленным ст. 56 Закона «Обобразовании».

Этомогут быть, например, следующие основания:

-истечение срока трудового договора (п.2 ст. 77 ТК РФ);

-осуждение работника к наказанию,исключающему продолжение прежнейработы, в соответствии с приговоромсуда, вступившим в законную силу (п. 4ст. 83 ТК РФ)

-увольнение в связи с восстановлениемна работе сотрудника, ранее выполнявшегоэту работу (п. 2 ст. 83 ТК РФ);

-неизбрание на должность (п. 3 ст. 83 ТКРФ);

-признание работника полностьюнетрудоспособным в соответствии смедицинским заключением (п. 5 ст. 83 ТКРФ).

Этомогут быть также основания, раскрытыев статье 81 ТК РФ, – увольнение поинициативе администрации при наличиивиновных действий работника:

1)неоднократное неисполнение работникомбез уважительных причин обязанностей,если он имеет дисциплин дисциплинарноевзыскание (п. 5 ст. 81 ТК РФ);

2)однократное грубое нарушение работникомтрудовых обязанностей, в частностипоявление на работе в состоянииалкогольного или наркотическогоопьянения (п. 6 «б» ст. 81 ТК РФ);

3)нарушение работником требований поохране труда, ели это нарушение повлеклоза собой тяжкие последствия либо заведомосоздавало реальную угрозу наступлениятаких последствий (п. 6 «д» ст. 81 ТК РФ);

4)совершение работником, выполняющимвоспитательные функции, аморальногопроступка, несовместимого с продолжениемданной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ) и некоторыедругие.

Приэтом по первому из перечисленныхоснований не могут уволить педагога:

-если он отказался от работы, не входящейв круг его обязанностей. Например,классный руководитель отказалсясопровождать на экскурсию кроме своегокласса еще и класс заболевшего коллеги.Но учителя могут уволить за отказ отперевода на другую, временную работу всвязи с производственной необходимостью(п. 7 ст. 77 ТК РФ). Однако, такой переводдолжен быть оформлен приказом по ОУ;

-если отказался от выполнения общественногопоручения. Например, учитель отказалсяпри проведении семинара на базеобразовательного учреждения отвечатьза организацию кофе-паузы.

Почетвертому из выше перечисленныхоснований не могут уволить, если работниксовершил неэтичный и даже аморальныйпоступок во внеурочное время или не натерритории учреждения и не при исполнениислужебных обязанностей.

Некоторыеиз этих оснований как дополнительныедублируются в Законе РФ «Об Образовании»:

-п. 1 ст. 56.4 Закона РФ «Об образовании» -повторное в течении года грубое нарушениеустава образовательного учреждения;

-п. 3 ст. 56.4 Закона РФ «Об образовании» -появление на работе в состоянииалкогольного, наркотического илитоксического опьянения.

Встатье 56.4 п. 2 Закона РФ «Об образовании»,а также в статье 336 п. 2 ТК РФ определяетсятакое дополнительное основание дляувольнения работника образования, какприменение, в том числе однократное,методов воспитания, связанных с физическими / или психическим насилием над личностьюобучающегося, воспитанника.

Сложностьувольнения по данному основаниюопределяется отсутствием четкогоюридического определения понятий«физическое насилие над личностьюобучающегося, воспитанника» и «психическоенасилие над личностью обучающегося,воспитанника». А. С.

Гальперин отмечает,что «если в отношении того, что являетсяприменением методов психическогонасилия, все относительно ясно – речьидет о рукоприкладстве, то с определениемпсихического воздействия, тем болеенасилия, на практике возникают трудности.

Исходя из судебной практики, психическоенасилие всегда посягает на человеческоедостоинство обучаемого или воспитанникаи выражается как в действиях, так и ввербальной (словесной) форме».

50Очевидно в связи с неясностью дефенированияданных понятий еще в 2003 году Министерствомобщего и профессионального образованияСвердловской области было опубликованоПисьмо от 27 октября 2003г. № 192 «Одисциплинарной ответственностипедагогических работников, допустившихприменение методов физического и (или)психического насилия над обучающимися».51

Вэтом документе физическое насилиеопределяется как применение физическойсилы, принудительное физическоевоздействие, преднамеренное нанесениефизических повреждений. Физическоенасилие распознается не только повнешнему виду обучающегося, но и попсихическому состоянию ребенка.

Психическое насилие – это такое воздействиена обучающегося, которое причиняет емудушевное страдание, в частности, можетпонижать его нравственный (духовный),социальный статус.

Формами психическогонасилия являются: угрозы в адресобучающегося, его преднамереннаяизоляция, предъявление к нему чрезмерныхтребований, не соответствующих возрасту,оскорбление и унижение достоинства,систематическая необоснованная критикаребенка, выводящая его из душевногоравновесия, постоянная негативнаяхарактеристика обучающегося,демонстративное негативное к немуотношение.

Прирасторжении трудового договора поинициативе администрации должнысоблюдаться все требования, предъявляемыек оформлению этой процедуры по тому илииному основанию, определенныесоответствующими статьями ТК РФ.Например, при увольнении по п. 5 ст.

81 ТКРФ учитываются только непогашенные (поистечении года) взыскания, полученныеработником во время работы в данномучреждении.

Это важно, так как судыпроверяют правильность наложения всехдисциплинарных взысканий, положенныхадминистрацией в основу приказа обувольнении, независимо от того, заявлялисьли истцом требования о признании ихнеобоснованными.52

Досрочноерасторжение контракта по инициативеработника производится в случае:

-отказ работника от продолжения работы(пп. 6-9 ст. 77 ТК РФ);

-увольнение в порядке перевода работникапо его просьбе или с его согласия наработу к другому работодателю илипереход на выборную работу (должность)(п. 5 ст. 77 ТК РФ);

-из-за нарушения администрациейзаконодательства о труде, коллективного,трудового договора;

-по другим уважительным причинам.

Источник: https://studfile.net/preview/3537093/page:14/

Прав-помощь
Добавить комментарий