В какой момент здание, принадлежащее МУП, переходит в казну после принятия решения о ликвидации МУП?

Добровольная ликвидация юридических лиц

В какой момент здание, принадлежащее МУП, переходит в казну после принятия решения о ликвидации МУП?
Обновлено 17.10.2017 23:55

Оглавление – Ликвидация юридических лиц

Глава 3. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§ 3.1. Основания для добровольной ликвидации

Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. Его можно вывести исключительно путем толкования нормы, указанной в п. 2 ст.

61 ГК: “Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано…”. Исходя из указанной нормы:

– в самом общем виде добровольную ликвидацию можно определить как такую ликвидацию, решение о проведении которой принимается самим юридическим лицом (в лице его учредителей (участников) либо органа юридического лица) без какого-либо юридически оформленного вмешательства со стороны третьих лиц (по мотиву нецелесообразности дальнейшего существования и т.п.), а также в случае, если юридическим лицом достигнута цель, ради которой оно было создано, или истек срок, на который оно создавалось;

– главным основанием для добровольной ликвидации можно признать решение об этом учредителей (участников) либо органа юридического лица (поскольку формально истечение срока существования и достижение цели в соответствии с действующим законодательством “поглощаются” наличием такого решения).

Такая логика ГК в части оснований для так называемой добровольной ликвидации вызывает много вопросов. Что означает понятие “добровольная ликвидация”? Начнем с того, что такое понятие в общих положениях ГК, регулирующих ликвидацию (ст. ст.

61 – 65), не используется. Его мы встречаем, однако, неоднократно: а) по тексту ГК (к примеру, ст. ст.

92 , 104 , 112 ); б) во многих федеральных законах ; в) в многочисленных судебных постановлениях (разъяснениях судебной практики), а также в специальной литературе.

——————————–

Статья 92 ГК: “Общество с ограниченной ответственностью может быть… ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников”.

Статья 104 ГК: “Акционерное общество может быть… ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров”.

Статья 112 ГК: “Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов”.

Статья 14 Федерального закона “О жилищных накопительных кооперативах”, ст. 12 Федерального закона “О кредитных историях”, ст. 21.1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, ст. 9 Федерального закона “Об инвестиционных фондах”, ст. 24.

2 Федерального закона “Об оценочной деятельности”, ст. 57 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 27 Федерального закона “О производственных кооперативах”, ст. 21 Федерального закона “Об акционерных обществах” и т.д.

Ни в одном нормативном акте (речь идет как о действующих, так и об уже утративших силу нормативных актах) или разъяснении судебной практики суть добровольной ликвидации в полной мере не раскрывается. Можно встретить лишь указание на отдельные аспекты. Так, п. 137 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г.

N 601, разделяя добровольную и принудительную ликвидацию, указывал: “Добровольная ликвидация общества производится назначенной им ликвидационной комиссией, принудительная – комиссией, назначенной судом”. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2009 г.

N А42-3783/2008 отмечается, что “добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке”.

Категорию “добровольность” и гражданское и иное законодательство использует весьма активно. В частности, во многих актах говорится о добровольности как о принципе деятельности в какой-либо сфере; очень много норм, использующих это понятие, мы находим в уголовном законе. Однако по большей части (есть редкие обратные примеры ) законодательство не поясняет, что имеется в виду.

Не исследуется этот вопрос и в специальной литературе. Во многом в силу, казалось бы, очевидности его. Как во многом справедливо было замечено В. Витрянским, “перечень оснований в обычном порядке остается открытым. В конце концов учредители (участники) юридического лица вольны его ликвидировать в любой момент, когда им заблагорассудится.

Законодателя же должно волновать лишь соблюдение установленного им порядка ликвидации” . Однако такой взгляд на современную трактовку закона в части оснований добровольной ликвидации представляется излишне упрощенным. Для анализа попробуем ответить на вопрос о том, как право понимает добровольность.

В самом общем виде (с учетом понимания этого термина всеми отраслями законодательства) добровольность можно охарактеризовать следующими основными признаками:

——————————–

К примеру, ст. 3 Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей” вводит “принцип добровольности и равнодоступности”, который в соответствии со ст.

4 этого же Закона означает, что: а) в программе финансового оздоровления имеет право участвовать любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий требованиям закона; б) никто не может принудить должника к участию в программе против его воли.

Витрянский В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: забота об интересах кредиторов // Закон. 1995. N 3. С. 100.

а) действие (бездействие) по собственному желанию, воле, в своем интересе. Этот критерий применим в отношении лиц как физических, так и юридических. Его хорошо раскрывает ст.

1 ГК (“Основные начала гражданского законодательства”), которая указывает, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Этот признак добровольности подчеркивается и в судебных постановлениях, в частности в актах Верховного Суда РФ о приватизации жилья .

Согласимся с такой позицией суда и признаем, что указанные критерии – основные для характеристики добровольности, а все остальные, о которых пойдет речь ниже, – по сути производные от них. Однако без них (производных) объяснить основные критерии вряд ли будет возможно.

——————————–

Источник: https://legascom.ru/notes/515-dobrovolnaya-likvidatciya

Рекомендации Рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства – скачать бесплатно

В какой момент здание, принадлежащее МУП, переходит в казну после принятия решения о ликвидации МУП?

ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Москва, 2005 г.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА2.1. Решение о реорганизации предприятия2.1.1. Прогнозный план (программа) приватизации2.1.2. Нормативно-правовые акты о подготовке к приватизации2.1.3. Организационно-распорядительные документы по подготовке к приватизации на муниципальном унитарном предприятии2.2. Инвентаризация имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия2.3. Составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка2.4. Оформление земельных отношений2.5. Оформление регистрационных документов на недвижимое имущество и сделок с ним2.6. Определение состава подлежащего приватизации имущества муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального комплекса2.7. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов муниципального унитарного предприятия2.8. Принятие нормативно-правового акта об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия2.9. Формирование передаточного акта2.10. Передача в муниципальную казну не подлежащего приватизации имущества2.11. Передача документов приватизируемого муниципального унитарного предприятия в муниципальный архив2.12. Особенности бухгалтерской и налоговой отчетности в переходный период2.13. Порядок определения уставного капитала акционерного общества2.14. Ограничения деятельности преобразуемого предприятия2.15. Приватизация муниципального унитарного предприятия, в отношении которого введена процедура банкротства2.16. Государственная регистрация открытого акционерного общества2.17. Эмиссия ценных бумаг открытого акционерного общества2.18. Продажа муниципального пакета акций открытых акционерных обществ2.18.1. Подготовка к продаже акций открытого акционерного общества2.18.2. Продажа акций на специализированном аукционе2.18.3. Продажа акций по результатам доверительного управления2.18.4. Информационное обеспечение продажи акций открытого акционерного обществаПриложение 1Перечень нормативно-правовых документов используемых при приватизации муниципального имуществаПриложение 2Рекомендуемая форма прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имуществаПриложение 3Примерная форма передаточного акта

Рекомендации предназначены для оказания практической помощи органам местного самоуправления и муниципальным унитарным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в прохождении процедуры приватизации муниципальных унитарных предприятий.

Рекомендации рассматривают все этапы преобразования (от принятия решения о реорганизации предприятия до государственной регистрации открытого акционерного общества и возмездной передачи права собственности частным инвесторам). Включают перечень нормативно-правовых документов, используемых при приватизации муниципального имущества, а также рекомендуемую форму прогнозного плана приватизации и примерную форму передаточного акта.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.

«Рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи органам местного самоуправления и муниципальным унитарным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства при прохождении всех этапов преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

1.2. В рекомендациях используются следующие основные понятия:

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Деятельность муниципального унитарного предприятия регулирует Федеральный закон от 14.11.

2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Далее – Федеральный закон № 161-ФЗ);

Открытое акционерное общество (ОАО)

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciip248.html

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

В какой момент здание, принадлежащее МУП, переходит в казну после принятия решения о ликвидации МУП?

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010.

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.

В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2.

Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.

2.

Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_94_51fz/razdel2.php

Прав-помощь
Добавить комментарий