Возмещение ущерба пешеходу в результате ДТП с участием двух транспортных средств

Отвечает ли водитель за ДТП с пьяным пешеходом?

Возмещение ущерба пешеходу в результате ДТП с участием двух транспортных средств

Многие россияне любят выпить. Естественно, действие спиртных напитков притупляет реакцию человека на события, происходящие в окружающем мире. Нередко именно состояние опьянения становится причиной наезда на пешехода транспортного средства.

В большинстве водители считают, что если пешеход был под действием алкоголя, то именно он виноват в дорожно-транспортном происшествии, следовательно, вне зависимости от последствий аварии водитель чист перед законом, никому ничего не должен.

Такие водители забывают о существовании статьи 1079 Гражданского кодекса РФ. В первом пункте данной статьи сказано, что граждане, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих, включая использование транспортных средств, обязаны возмещать ущерб, причиненный источником повышенной опасности.

Далее следует оговорка о том, что эта обязанность снимается, если будет доказано возникновение ущерба вследствие умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы. Кроме того, первым пунктом статьи 1083 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего.

И здесь важно понимать, что водитель в случае дорожно-транспортного происшествия отвечает не только перед государством, но и перед пострадавшим. Причем это фактически два разных вида ответственности. Перед государством водитель будет отвечать только в случае, если нарушил Правила дорожного движения.

Перед пешеходом водитель несет ответственность в любом случае, даже если первый был пьян.

Объем ответственности водителя, как перед государством, так и перед пешеходом, зависит от тяжести травм, полученных пострадавшим. Максимально возможные негативные последствия ждут водителя в случае смерти пешехода вследствие дорожно-транспортного происшествия.

Почти в ста процентах случаев наезда на пешеходов на «зебре», даже если последний был пьян, признают виновным водителя. Если здоровью пешехода причинен легкий или средний вред либо дорожно-транспортное происшествие обошлось без вреда здоровью, то водителя ждет административная ответственность в соответствии со статьей 12.24 КоАП России.

Максимальное наказание по статье 12.24 КоАП предусматривает денежный штраф в размере до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортом на срок до двух лет.

Более чем серьезные последствия, ведь водителю придется возмещать вред здоровью пешехода и ущерб его имуществу, если оно было повреждено в результате дорожной аварии. Конечно, если собственник транспортного средства позаботился о покупке полиса ОСАГО, то часть ущерба будет возмещен страховой компанией, но и в этом случае водитель понесет расходы, например, на выплату за моральный вред.

При причинении вреда жизни пьяного пешехода в результате ДТП водителя ждет уголовная ответственность по статье 109 «Причинение смерти по неосторожности», а именно один из следующих вариантов:

  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • ограничение свободы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет.

Таким образом, при наезде на пьяного пешехода на «зебре» водитель почти со стопроцентной вероятностью будет признан виновником аварии. И даже если виновником ДТП признают пешехода, то водителю придется возмещать вред здоровью пострадавшего. В худшем случае, при аварии с летальным исходом, водителя вовсе ждет уголовное преследование.

В случае наезда транспортного средства на пешехода вне «зебры», когда последний не только пьян, но и заведомо нарушает Правила дорожного движения, с высокой долей вероятности виновником происшествия признают пешехода. Окончательное решение останется за инспекторами ГИБДД либо за судьей, если решение сотрудников дорожной полиции не устроит одного из участников ДТП.

Однако и в этом случае водителю придется возмещать вред здоровью пешехода на основании упомянутой ранее статьи 1079 Гражданского кодекса РФ.

Конечно, водитель может попробовать доказать наличие умысла потерпевшего. На деле это вряд ли получится, разве что пешеход сам признается в умышленных действиях, направленных на создание аварийной ситуации на дороге.

Существенную помощь при причинении вреда жизни или здоровью пьяного пешехода окажет водителю страховая компания, где на момент происшествия была застрахована его гражданская ответственность. Согласно правилам ОСАГО , подобное происшествие однозначно относится в разряд страховых случаев.

Водителю хотя бы не придется возмещать ущерб здоровью потерпевшего в части, подлежащей оплате страховой компанией.

Сегодня страховая сумма по полису ОСАГО составляет полмиллиона рублей. При определении размера возмещения за вред здоровью используется специальная таблица выплат из Постановления Правительства РФ № 1164 от 15 ноября 2012 года «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего».

В этом документе содержится перечень всех возможных травм, напротив каждой из них указан процент от страховой суммы. Процедура расчета размера выплаты элементарна: нужно перемножить процент, указанный напротив травмы в таблице, на страховую сумму.

Если травмы, полученные потерпевшим, подпадают по несколько пунктов таблицы, то все они в итоге суммируются.

В случае смерти пострадавшего пешехода его наследники вправе получить от страховой компании возмещение в размере четырехсот семидесяти пяти тысяч рублей, поделенное соответствии с действующим законодательством.

Сумму в пределах двадцати пяти тысяч рублей вправе получить от страховщика лицо, оплатившее похороны пешехода в случае его гибели. Расходы должны быть подтверждены документально.

Моральный же вред пешеходу или его родственникам, а также иные расходы, возмещение которых не предусмотрено правилами ОСАГО, оплачивает виновник ДТП.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_otvechaet_li_voditel_za_dtp_s_pyanym_peshekhodom

Это должен знать каждый водитель. Как вести себя при ДТП и получить выплаты по страховке

Возмещение ущерба пешеходу в результате ДТП с участием двух транспортных средств

Зима в Беларуси – это целое приключение. Особенно для водителей. То снегом заметет, то дождь пойдет, а то и вовсе гололед. Из-за сложных погодных условий, невнимательности и прочих факторов можно угодить в ДТП. Что делать в такой ситуации и как не пролететь со страховкой – рассказываем подробно.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (пп. 2.18 п. 2 Главы 1 ПДД Республики Беларусь).

Проще говоря, даже если ваш заведенный автомобиль поцарапал собственное зеркало об ограду, это все равно будет считаться ДТП.

В пункте 31 Главы 6 действующих Правил дорожного движения Республики Беларусь подробно прописан алгоритм поведения водителя при ДТП.

Если водитель не выполняет этих действий, его смело можно назвать правонарушителем.

Обязательный порядок действий в случае ДТП

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Внимание! Водитель должен оказать первую помощь только в том случае, если уверен в ее необходимости и если эта помощь не навредит пострадавшему.

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Шаг 4

Если необходимо воспользоваться автомобилем, которое задействовано в ДТП, для транспортировки пострадавшего, предварительно зафиксируйте в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к ДТП. Не забудьте записать фамилии и адреса очевидцев ДТП (очень желательно удостовериться по документам).

Для этого можно позвать прохожих. Если поблизости нет пешеходов, постарайтесь остановить машину. В крайнем случае, можно снять все на телефон.

Шаг 5

Сообщить о случившемся в ГАИ и ожидать прибытия сотрудников автоинспекции. После этого участники ДТП должны сделать все возможное, чтобы сохранить следы и предметы, относящиеся к ДТП. Нужно попытаться их оградить, организовать объезд места ДТП.

Если на место ДТП вызывают ГАИ, то виновного и меру наказания определяют они. Сотрудники Госавтоинспекции составляют протокол, опрашивают свидетелей, выдают участникам ДТП справки, с которыми в течение 5 дней нужно обратиться в страховую компанию.

Когда можно НЕ вызывать ГАИ

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу».

Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП.

В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

Участники ДТП имеют право не сообщать об инциденте в ГАИ, если одновременно соблюдены все следующие условия:

  • В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии. И кроме двух участников ДТП не причинен ущерб третьим физическим или юридическим лицам. Если в результате ДТП помяли чей-то ларек, ограду, движимое или недвижимое имущество, придется вызывать ГАИ.
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств. Даже если из-за гололеда вы не смогли вовремя остановить ночью на парковке свой автомобиль и чуть-чуть поцарапали рядом стоящие машины (более 1), придется разбираться с ГАИ.
  • Лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории. Тут все предельно ясно. Если у водителя Range Rover права только на вождение мотоцикла, разбираться в этом будет ГАИ.
  • В отношении транспортных средств имеются действующие договоры страхования ОСАГО. Напомним, что в Республике Беларусь страхование транспортных средств является обязательным для участия в движении.
  • Оба участника ДТП должны быть согласны с обстоятельствами причинения ущерба. Иными словами, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не должен вызывать разногласий. Все обстоятельства происшествия и повреждения должны быть зафиксированы в извещении о ДТП. Участники ДТП заполняют его собственноручно.
  • Участники ДТП не предъявляют претензий к состоянию друг друга. Оба должны быть трезвые и здоровые. Проверить самостоятельно на глаз это достаточно проблематично, но если оба участника решили довериться друг другу, то никто против не будет.
  • Вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в дорожно-транспортном происшествии, оценивается водителями-участниками ДТП в размере до 400 евро. Оценка производится на месте на глаз. Внимание! Если сомневаетесь в правильности оценки, лучше вызвать ГАИ. Ведь выплата страховки по «европротоколу» тоже будет не более 400 евро.

Где взять «европротокол»?

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

Как получить деньги от страховки ОСАГО после ДТП?

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Страховка по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Оценка ущерба

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Как полностью компенсировать ущерб от ДТП?

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму.

Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением.

Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

«А если у меня КАСКО?»

В случае с КАСКО процедура в целом похожа, но есть приятные нюансы.

Если ваша машина застрахована по полному КАСКО, то в зависимости от условий страхового соглашения вам должны выплатить полную сумму на ремонт автомобиля. При этом КАСКО выплачивается автовладельцу вне зависимости от виновности в ДТП.

Выплату по КАСКО за ущерб в ДТП можно получить без обращения в ГАИ при повреждении стекол, зеркал, фар, парктроников, кузова и т.д. При этом размер ущерба не должен превышать 5−7% от страховой суммы по договору. Иначе – только с вызовом ГАИ.

Также обратите внимание, что без обращения в ГАИ КАСКО могут выплатить лишь дважды в течение действия страхового договора. В третий раз придется вызывать инспекторов, даже если вы просто повредили боковое зеркало. Важно учитывать срок обращения в страховую компанию.

В разных компаниях он отличается. Чаще всего это 2-3 дня.

Внимательно читайте страховой договор, знайте свои права и будьте внимательны на дорогах! Искренне надеемся, что вышеизложенная информация не пригодится вам на практике.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях.

Источник: https://mtblog.mtbank.by/eto-dolzhen-znat-kazhdyj-voditel-kak-vesti-sebya-pri-dtp-i-poluchit-vyplaty-po-strahovke/

ВС: Попавшие в ДТП пассажиры могут получать выплаты с двух водителей

Возмещение ущерба пешеходу в результате ДТП с участием двух транспортных средств

Пострадавшему в аварии пассажиру компенсацию заплатят страховщики всех участников ДТП, независимо от того, кто виноват. Такое определение дал Верховный суд. Это, безусловно, делает более выгодным положение пострадавшего пассажира, но при этом дорого обходится ни в чем не виновному водителю.

Итак, в декабре 2016 года некий водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения на 450-м километре дороги Дзержинск – Нижний Новгород и врезался во встречную ЛАДА “Нива”. В результате аварии тяжкие травмы получила пассажирка “Нивы” Калинкина.

Напомним, что по ОСАГО пассажиры или пострадавшие пешеходы могут рассчитывать на компенсацию вреда здоровью до 500 тысяч рублей. При этом сама компенсация вычисляется по специальным таблицам.

Каждая травма имеет свою цену – в процентах от максимальной выплаты.

У обоих водителей гражданская ответственность была застрахована, причем в одной крупной компании. Поэтому женщина обратилась к страховщику за выплатой.

Страховщик выплатил ей в общей сложности 187 750 рублей. Но по одному договору ОСАГО. За водителя МАЗа – виновника аварии. По страховке водителя “Нивы” страховщик в выплате отказал, не признав случай страховым.

Кто больше всего переплачивает за полисы ОСАГО

Тогда женщина обратилась в суд. Однако суды первой инстанции, а потом и апелляционной в удовлетворении иска отказали. Они сослались на то, что нет правовых оснований для взыскания средств по каждому договору ОСАГО.

Однако с такой позицией не согласился Верховный суд. Он напомнил, что, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности.

При этом владельцы таких источников, к которым относятся и автомобили, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам.

То есть, грубо говоря, при столкновении двух автомобилей ущерб, причиненный пассажирам, оплачивают оба водителя независимо от их степени вины.

“Поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 ГК наступает ответственность для каждого из владельцев, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО”, – указывает в своем определении Верховный суд.

Причем ВС уточнил, что по ущербу здоровью по каждому договору ОСАГО компенсация оплачивается полностью по закону. Калькуляцию нельзя поделить пополам, если столкнулись два застрахованных автомобиля. А компенсация материального ущерба третьим лицам выплачивается уже солидарно.

Переплачивать за полис ОСАГО после аварии, в которой водитель был не виноват, придется еще пять лет. Ведь он управлял средством повышенной опасности

Не имеет также значения и то, что оба водителя застрахованы в одной и той же компании. Два страховых случая – две выплаты.

Также Верховный суд напомнил, что такая позиция изложена в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС в 2012 году. Она же подтверждена постановлением Пленума ВС в 2017 году.

Понятно, что такое решение ВС только на пользу пострадавшим в ДТП пассажирам. А родственники погибших вообще смогут рассчитывать на 475 тысяч рублей с каждого водителя, участвовавшего в аварии, то есть получить компенсацию в двойном, а то и тройном размере.

Кстати, поясним, почему 475 тысяч, а не 500. В законе об ОСАГО компенсация на случай смерти в размере 500 тысяч рублей делится на две части. 475 тысяч – это сама компенсация, а 25 тысяч – это похоронные расходы. Так вот похоронные расходы – это материальный ущерб, который страховщики выплатят солидарно.

Однако все это выглядит довольно несправедливо для водителя, который не был виноват в аварии. Ведь в конечном итоге для него стоимость полиса ОСАГО вырастет. Все дело в коэффициенте бонус-малус, который присваивается за безаварийный стаж. Но это, как говорится, “безаварийный”, на самом деле имеется в виду наличие или отсутствие страховых возмещений.

Почему нельзя покупать электронный полис ОСАГО с рук

Итак, ездил человек десять лет, не попадая в аварии, дослужился до 13-го класса, то есть получил коэффициент 0,5. Это половина стоимости полиса. И тут в него, стоящего на светофоре, врезался какой-нибудь гонщик, да еще и с пассажиром на борту.

Вину гонщика все признают. Страховщик за этого гонщика оплачивает ремонт пострадавшей машины.

Но вот идет этот добропорядочный водитель продлевать полис ОСАГО, а ему выставляют по коэффициенту бонус-малус 7-й класс, то есть коэффициент 0,8.

И переплачивать за полис после аварии, в которой он был не виноват, придется еще пять лет. А вся его вина только в том, что он управлял средством повышенной опасности.

Примечательно, что в этой ситуации заложена еще одна несправедливость. Пассажир автомобиля может получить в результате ДТП компенсацию в два, а то и три раза большую. В зависимости от количества машин попавших в аварию, в которой он пострадал.

Пешеходы же на такую щедрость рассчитывать не могут. Вряд ли пешеходу удастся попасть под колеса сразу двух авто. Либо он должен просто упасть на дорогу, чтобы по нему проехались два автомобиля, либо его должно зажать между двумя машинами, один из которых двигался назад, а другой вперед.

Понятно, что это крайне редкие случаи.

Таким образом, пассажиры легковых автомобилей в случае ДТП оказываются в более выгодном положении, чем пешеходы, а уж, тем более, водители. Понятно, что такое положение дел тут же вызовет и рост мошенничества.

Недаром страховщики утверждают, что мошенники уже переключились с заработка на механических повреждениях, в сферу возмещения вреда по жизни и здоровью. И этот законодательный казус необходимо как-то решать.

Вероятно, вносить поправки в законы об ОСАГО, о страховании, а также, возможно, в Гражданский кодекс.

Источник: https://rg.ru/2018/11/26/vs-popavshie-v-dtp-passazhiry-mogut-poluchat-vyplaty-s-dvuh-voditelej.html

Кто возместит ущерб пешеходу при ДТП

Возмещение ущерба пешеходу в результате ДТП с участием двух транспортных средств

Недавно мою дочь сбил на пешеходном переходе микроавтобус, на дорогах был гололед. Обошлось без переломов, но было много ушибов и гематом.

Я обратилась к водителю — виновнику ДТП, последний сослался на страховую, мол, у него застрахована гражданская ответственность, и ничего он лично возмещать не будет, вручил лишь копию страхового полиса.

Я узнала, что водителя, сбившего мою дочь, оштрафовали за ДТП в суде, так как факт ДТП был запротоколирован нарядом прибывшей патрульной полиции.

Я, как и сказал виновник ДТП, обращалась в его страховую компанию, но там, увы, мне тоже ничего не возместили и сказали, чтобы я за возмещением шла к водителю, да и вообще на компенсацию имеет право моя дочь, а не я, поскольку дочь уже совершеннолетняя.

Я в полном замешательстве: к кому мне обращаться за возмещением материального и морального ущерба? Допустим, если я или моя дочь будем обращаться с такого рода иском в суд, кто должен быть в таком случае ответчиком? Водитель — виновник ДТП или же страховая компания?

Елена ВАСИЛЬЕВА, Киев

Зимняя пора предсказуемо чревата гололедом, который является более чем в 50% причиной ДТП, в т. ч. не редки случаи и наездов на пешеходов.

Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых страдают люди, в зависимости от тяжести телесных повреждений чреваты для виновников ДТП не только привлечением к административной ответственности (штраф, лишение прав), но и уголовной ответственностью — в случае получения потерпевшими телесных повреждений более серьезных, нежели легкие.

Так, при ДТП, в котором люди получили средней тяжести или более тяжелые телесные повреждения (в т. ч. и повлекшие смерть потерпевшего), водитель-виновник может, помимо штрафа, по ст. 286 Уголовного кодекса быть привлечен к исправительным работам до двух лет или же угодить за решетку на срок до 12 лет.

Если виновник ДТП добровольно не возмещает материальный и моральный ущерб, причиненный в результате ДТП, такой ущерб придется возмещать через суд, причем в обоих случаях.

То есть если повезло отделаться в ДТП легкими телесными повреждениями, то в суд на возмещение ущерба следует обращаться в общем гражданском порядке.

Если же имеет место уголовное дело в отношении виновника ДТП и потерпевшие получили средней тяжести и более тяжелые телесные повреждения, то следует заявлять гражданский иск в уголовном деле.

По общим правилам, которые установлены Гражданским кодексом, ущерб или имущественный вред возмещается лицом, которое такой ущерб причинило.

Профильной нормой для возмещения имущественного вреда является ст.

1166 Гражданского кодекса, согласно которой: «Майнова шкода, завдана неправомірними рішеннями, діями чи бездіяльністю особистим немайновим правам фізичної або юридичної особи, а також шкода, завдана майну фізичної або юридичної особи, відшкодовується в повному обсязі особою, яка її завдала. Особа, яка завдала шкоди, звільняється від її відшкодування, якщо вона доведе, що шкоди завдано не з її вини…».

Кроме того, боль и страдания, вызванные физической болью, связанной с травмой при ДТП, также являются основанием и для возмещения морального ущерба. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса моральный ущерб может заключаться в том числе «…

у фізичному болю та стражданнях, яких фізична особа зазнала у зв'язку з каліцтвом або іншим ушкодженням здоров'я…».

Поэтому в случае ДТП можно просить взыскивать не только материальный ущерб, связанный с различными затратами, например на лечение или реабилитацию после телесной травмы, но и ущерб моральный, вызванный морально-психологическими страданиями в связи с физической болью.

Возвращаясь к вопросу, кем же возмещается ущерб, причиненный в результате ДТП, необходимо обозначить, что в случае ДТП требования о возмещении ущерба могут быть предъявлены не только непосредственному виновнику ДТП, но и другим лицам.

ДТП всегда связано с источником повышенной опасности, а автомобиль — это, несомненно, источник повышенной опасности, таковым его прямо определяет и Гражданский кодекс. Согласно ч. 1 ст.

1187 ГК, если ущерб нанесен источником повышенной опасности (в частности, деятельностью по использованию, хранению и содержанию транспортного средства), такой вред возмещается владельцем источника повышенной опасности — лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, другое вещественное право, договор подряда, аренды и т. п.) владеет транспортным средством.

Вместе с тем действующее законодательство прямо предписывает возможность возмещения нанесенного потерпевшему вреда не непосредственно лицом, которое нанесло вред, а другим лицом — если законом предусмотрена такая обязанность.

Ст. 999 Гражданского кодекса указывает: «Законом може бути встановлений обов'язок фізичної або юридичної особи бути страхувальником життя, здоров'я, майна або відповідальності перед іншими особами за свій рахунок чи за рахунок заінтересованої особи (обов'язкове страхування)».

К обязательному страхованию законодательство относит и страхование гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств. Согласно ст.

3 закона № 1961-IV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств»: «Обов'язкове страхування цивільно-правової відповідальності здійснюється з метою забезпечення відшкодування шкоди, заподіяної життю, здоров'ю та/або майну потерпілих внаслідок дорожньо-транспортної пригоди та захисту майнових інтересів страхувальників».

Т. е. гражданско-правовая ответственность каждого водителя должна быть застрахована в обязательном порядке, отсутствие у водителя, который управляет автомобилем, полиса страхования гражданской ответственности преследуется по закону, поскольку это по сути является составом административного правонарушения, за которое полагается крупный штраф.

В том же законе (№1961—IV) в ст.

5 определено, что «об'єктом обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності є майнові інтереси, що не суперечать законодавству України, пов'язані з відшкодуванням особою, цивільно-правова відповідальність якої застрахована, шкоди, заподіяної життю, здоров'ю, майну потерпілих внаслідок експлуатації забезпеченого транспортного засобу».

А в ст. 6 предусмотрено, что «страховим випадком є ДТП, що сталася за участю забезпеченого транспортного засобу, внаслідок якої настає цивільно-правова відповідальність особи, відповідальність якої застрахована, за шкоду, заподіяну життю, здоров'ю та/або майну потерпілого».

Системный анализ статей 9, 22—31, 35 и 36 закона № 1961-IV позволяет утверждать, что наступление страхового случая, т. е.

совершение застрахованным лицом ДТП, является прямым основанием для осуществления выплаты страховщиком (страховой компанией) страхового возмещения потерпевшему в границах страховой суммы, предусмотренной договором обязательного страхования ответственности собственника транспортного средства.

Возмещению страховой компанией по указанному договору подлежит ущерб, причиненный имуществу, здоровью потерпевшего. Возмещению подлежит и ущерб, связанный с возможной смертью потерпевшего.

На практике, чтобы выяснить размер ущерба, проводится оценка суммы ущерба с привлечением специалистов, которые и определяют размер ущерба на основании документов, предоставленных потерпевшим. Если размер ущерба превышает предельную сумму возмещения, предусмотренную договором, страховая компания ограничивается в выплате максимальной суммой, предусмотренной договором.

Для осуществления выплаты страховой суммы потерпевший или иное лицо, имеющее право на получение выплаты, должно обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением о наступлении страхового случая и выплате страховой компенсации.

Таким образом, исходя из всего указанного выше, в случае ДТП потерпевший в соответствии с требованиями специального закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» имеет право на обращение к страховой компании, в которой застрахована ответственность водителя, виновника ДТП.

Но право на обращение к страховой компании и право на возмещение от страховой компании не исключает права на обращение и к самому виновнику ДТП за возмещением ущерба. Как предусмотрено ст.

1194 ГК, в случае, если страховой выплаты (страхового возмещения) недостаточно для полного возмещения вреда, нанесенного лицом, застраховавшим свою гражданскую ответственность, это лицо обязано оплатить потерпевшему разницу между фактическим размером вреда и страховой выплатой (страховым возмещением).

Аналогичная правовая позиция отображена и в решении Верховного Суда Украины от 20 января 2016 г. по делу № 6-2808цс15: «…потерпілому як кредитору належить право вимоги в обох видах зобов'язань, деліктному та договірному.

Він вільно, на власний розсуд обирає спосіб здійснення свого права шляхом звернення вимоги виключно до особи, яка завдала шкоди, про відшкодування цієї шкоди, або шляхом звернення до страховика, у якого особа, яка завдала шкоди, застрахувала свою цивільну відповідальність, із вимогою про виплату страхового відшкодування, або шляхом звернення до страховика та в подальшому до особи, яка завдала шкоди, за наявності передбачених статтею 1194 ЦК України підстав.

Потерпілий вправі відмовитися від свого права вимоги до страховика та одержати повне відшкодування шкоди від особи, яка її завдала, в рамках деліктного зобов'язання, незалежно від того, чи застрахована цивільно-правова відповідальність особи, яка завдала шкоди.

В такому випадку особа, яка завдала шкоди і цивільно-правова відповідальність якої застрахована, після задоволення вимоги потерпілого не позбавлена права захистити свій майновий інтерес за договором страхування та звернутися до свого страховика за договором із відповідною вимогою про відшкодування коштів, виплачених потерпілому, в розмірах та обсязі згідно з обов'язками страховика як сторони договору обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності».

Вищевикладена правова позиція також відображена і у Постанові Верховного Суду України від 20 січня 2016 р. по справі № 6-2808цс15, де суд дійшов такого висновку: «…право потерпілого на відшкодування шкоди її заподіювачем є АБСОЛЮТНИМ, і суд не вправі відмовити в такому позові з тих підстав, що цивільно-правова відповідальність заподіювача шкоди застрахована.

У разі задоволення такого позову заподіювач шкоди не позбавлений можливості пред'явити майнові вимоги до страхової компанії, з якою ним укладено договір обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності».

Если потерпевший обратился к страховщику и получил страховое возмещение в размере, который в полном объеме возмещает нанесенный вред, деликтное (первичное) обязательство между потерпевшим и лицом, нанесшим вред, прекращается согласно ст. 599 ГК выполнением, проведенным должным образом. Проще говоря, если потерпевший получил всю сумму возмещения со страховой компании, то к водителю-виновнику он уже не вправе обращаться с требованием о возмещении ущерба.

Источник: https://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/zakon/kto-vozmestit-uwerb-peshehodu-pri-dtp.htm

Можно ли освободить пешехода-виновника ДТП от оплаты ремонта автомобиля

Возмещение ущерба пешеходу в результате ДТП с участием двух транспортных средств

Родителям попавшего под машину ребенка выставили счет за ремонт автомобиля. По действующим законам это вполне допустимо. Но эксперты считают, что это неправильно с моральной точки зрения, а поэтому законы надо менять.

Чуть было не ставшая громким и скандальным случаем история произошла в Санкт-Петербурге. В сентябре прошлого года восьмилетний мальчик на самокате выскочил на проезжую часть и попал под колеса инкассаторского броневика одного из крупнейших банков. Водитель выскочил из машины, хотя по инструкции это запрещено, чтобы помочь ребенку. Он же вызвал на место происшествия “скорую помощь”.

Свободный тариф ОСАГО приведет к снижению цен и увеличит конкуренцию

У ребенка зафиксированы синяки, ссадины и сотрясение мозга. Автоинспекторы пришли к выводу, что ДТП произошло по вине мальчика, внезапно выехавшего на проезжую часть. Поэтому возбуждать административное дело не стали. Ведь ребенок – несовершеннолетний. А в действиях водителя состава правонарушения не нашли.

Казалось бы, на этом можно было бы и закончить. Но родители мальчика выставили иск против охранной фирмы и банка за причинение морального вреда. Каждому – по 500 тысяч рублей. Банк обиделся, обратился к независимому оценщику – для определения рыночной стоимости восстановительного ремонта инкассаторского автомобиля – и подал встречный иск отцу ребенка на 70 тысяч рублей.

Впрочем, суд, который рассматривал требования родителей мальчика, иск банка отклонил по формальным основаниям. А требования родителей удовлетворил частично, оценив моральный вред в 10 тысяч рублей.

Тогда банк подал иск в другой суд, и дело было принято к рассмотрению. Неделю назад состоялись предварительные слушания. Если бы не повышенный интерес прессы к этому делу, то еще неизвестно, чем бы процесс закончился. Но банк принял решение не продолжать судебные разбирательства по этому делу.

Выходя на дорогу, пешеход рискует не только собственным здоровьем, но и кошельком. РИА Новости

Напомним, в 2011 году Конституционный суд рассматривал дело гражданки Райм, очень схожее с этим. Там тоже ребенок попал под машину, получил многочисленные травмы и был признан виновным в ДТП. Одна из крупнейших страховых компаний отремонтировала машину по КАСКО и выставила регрессные требования к родителям ребенка.

Электронные полисы ОСАГО приравняли к бумажным

Все суды подтвердили правомерность этих требований. А КС в свою очередь подтвердил законность норм Гражданского кодекса (ГК), позволяющих взыскивать с причинителя вреда ущерб в полном объеме.

Согласно статье 1079 ГК владелец автомобиля обязан компенсировать причиненный им вред жизни и здоровью, независимо от того, виноват он или не виноват. Но при этом виновник ДТП не освобождается от ответственности за причиненный материальный ущерб. Возникает ответственность обеих сторон.

Водитель должен возместить вред, причиненный здоровью пешехода, а тот, раз уж он виноват в аварии, обязан возместить материальный ущерб водителю.

С тех пор некоторые страховые компании этим активно пользуются, выставляя счета пешеходам, виновным в ДТП. Понятно, что это у многих вызывает недоумение. Человек пострадал, так еще и в долгу остался.

Чтобы избежать подобных ситуаций, министерство финансов даже предприняло законодательные попытки запретить регрессные требования к пешеходам. И законопроект с такой поправкой принят депутатами в первом чтении.

Только вот эта поправка вносится в закон об ОСАГО. А в автогражданке регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу возникнуть просто не может.

В этой ситуации не возникает страхового случая, ведь для пешехода автогражданская ответственность не установлена.

Регресс возникает в случаях с КАСКО. А закон об ОСАГО не регулирует этот вид страховки. Эту поправку необходимо вносить в закон об организации страхового дела. Тогда бы этот пункт распространился на оба вида страхования. Остается только надеяться, что депутаты исправят эту оплошность ко второму чтению.

Конституционный суд России ранее подтвердил законность норм Гражданского кодекса, позволяющих взыскивать с пешеходов, по чьей вине прозошло ДТП, затраты на ремонт поврежденных машин

Как сообщили “РГ” в Российском союзе автостраховщиков, страховые компании уже давно выступают за то, чтобы избегать взыскания денег страховыми компаниями (суброгации) с пешехода, виновного в ДТП, и поддерживают поправки в законодательство.

Более того, в той части, где это в их власти, они уже даже приняли изменения в регламентирующие документы. Так, 17.07.2018 Президиум РСА принял изменения в правила профдеятельности.

Они состоят в том, что возникшая разница между стоимостью ремонта по КАСКО и полученной от страховщика виновника ДТП выплаты в рамках ОСАГО не должна взыскиваться с причинителя вреда.

Исключением является только сумма, которая превышает лимит выплаты по ОСАГО, – 400 тысяч рублей, либо максимальный размер выплаты при Европротоколе. В этом случае страховщик, осуществивший потерпевшему выплату по КАСКО, может потребовать от причинителя вреда возместить сумму, превышающую 400 тысяч рублей (лимит по ОСАГО) либо лимит выплаты по Европротоколу.

Компетентно

Сергей Смирнов, юрист

– ДТП с участием пешехода всегда малоприятно для водителя. Дело в том, что прав водитель или нет, платить придется в любом случае. Так уж установлено у нас законом.

Названы имена водителей, которые чаще других совершают ДТП

Так, к примеру, когда происходит столкновение двух автомобилей, при решении вопроса о компенсации материального ущерба будет учитываться кто виноват. Именно на виновное лицо возлагается обязанность компенсировать затраты на восстановление поврежденного автомобиля. Об этом говорится в статье 1064 ГК РФ.

В случае же с пешеходом, помимо этого, нужно применять положения, установленные статьей 1079 ГК РФ, где говорится, что владелец транспортного средства, которое является источником повышенной опасности, отвечает за причиненный вред вне зависимости наличия или отсутствия вины.

Конечно, при рассмотрении подобных дел в судах принимается во внимание наличие или отсутствие вины в действиях самого пешехода. Очень часто заявленные пострадавшим пешеходом суммы сильно снижает суд, усматривая в действиях пешехода неосторожность и невыполнение требований ПДД.

Владимир Соколов, глава Союза пешеходов России

– За автовладельцами действительно закреплено право на возмещение ущерба, и это нормально. Ненормально, когда пешеходу выставляет регрессные требования страховая компания. Ведь по КАСКО она работает со своим клиентом. Пешеход зачастую даже не в курсе, как и что там считают.

В итоге он даже не может оспорить выставленную ему сумму. А суд не может установить степень вины каждого из участников ДТП и определить выплату в соответствии с этим. Особенно некрасиво все это выглядит в отношении пешеходов, которые стали виновниками по неосторожности.

Они получили повреждения, а им еще и выставляют счет по оплате ремонта автомобиля. А если учесть, что автомобиль – дорогое удовольствие, то стоимость его ремонта может стать для них неподъемной. У нас есть такие пешеходы, которым пришлось признать себя ­банкротом из-за невозможности заплатить такую сумму.

Мы предложили внести изменения в Гражданский кодекс, согласно которым необходимо отделить людей, которые стали виновниками ДТП по простой неосторожности от тех, кто стал виновником по умыслу или в нетрезвом состоянии. При этом освободить первых от суброгации. Они уже пострадали.

Такое решение никак не затронет страховые компании. Ведь в страховые резервы не закладывается возврат средств с виновника.

Источник: https://rg.ru/2018/11/05/reg-szfo/mozhno-li-osvobodit-peshehoda-vinovnika-dtp-ot-oplaty-remonta-avtomobilia.html

Прав-помощь
Добавить комментарий