Возможно ли обеспечение жильем военнослужащих?

Две квартиры в одни руки

Возможно ли обеспечение жильем военнослужащих?

(Рылков Д. В.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 5)

ДВЕ КВАРТИРЫ В ОДНИ РУКИ

Д. В. РЫЛКОВ

Рылков Д. В., помощник командира войсковой части по правовой работе, член РАЮН, кандидат юридических наук.

В последнее время в правоприменительной практике федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, все чаще возникает вопрос: возможно ли повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания? Данный вопрос разрешается по-разному.

В одних случаях жилищными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, принимается решение о повторном обеспечении военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания. Основой таких решений является истечение пятилетнего срока со дня совершения военнослужащими действий, которыми они ухудшили свои жилищные условия.

В других же случаях жилищные комиссии отказывают военнослужащим в их повторном обеспечении жилыми помещениями, мотивируя это тем, что военнослужащие обеспечиваются жилым помещением для постоянного проживания один раз за весь период военной службы.

Автор настоящей статьи полагает, что в случае намеренного ухудшения жилищных условий повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания невозможно, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено. В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Конституция Российской Федерации, с одной стороны, обязывая федеральные органы исполнительной власти создавать для этого условия, с другой — закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Из содержания ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации следует, что военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам. Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в т. ч. при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ (или федеральным законом) основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями — руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В частности, в Федеральной службе безопасности — Правилами организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Приказом ФСБ России от 24.10.2011 N 590 (далее — Правила). Изложенные выше правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (в частности, на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих — граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. При получении жилого помещения по избранному месту жительства граждане и члены их семей обязаны представить документы о сдаче жилых помещений. В соответствии с требованием ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье ими должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Так, военнослужащим федеральной службы безопасности согласно п. п. 3, 36 Правил для постановки на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему необходимых документов и представить справку о сдаче жилого помещения. Военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии ухудшившие свои жилищные условия, например, путем расторжения брака, могут получить жилое помещение вновь (в т. ч. по месту прохождения военной службы) только в случае признания их нуждающимися. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять исчерпывающие меры к получению причитающейся им части жилой площади, в т. ч. в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положением ст. 72 ЖК РФ. Из анализа положений ст. ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, осуществляется путем предоставления военнослужащим за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Предоставляя указанной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Так, военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая надзорную жалобу, поданную военнослужащим военной прокуратуры Лебедевым, указала, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность бесплатно либо по договору социального найма) только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение . ——————————— Определение военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2010 N 205-В10-17.

Из вышеизложенного следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, т. е. по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному месту жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Однако в случае если военнослужащий предпримет должные меры к выделению причитающейся ему доли из ранее полученной от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилой площади, и обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам, то у него может возникнуть право на повторное обеспечение жилым помещением. Из анализа судебной практики следует, что под должными мерами понимаются действия военнослужащего, направленные на: — выделение причитающейся ему доли; — принудительный обмен жилого помещения и его последующую сдачу. Так, военнослужащий Минобороны России в 2010 г. обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с иском о разделе лицевого счета и принудительном разделе жилой площади (жилого помещения, предоставленного ранее военнослужащему по договору социального найма, и оставленного бывшей супруге), а также о понуждении к совершению принудительного обмена. Решением суда военнослужащему в удовлетворении иска отказано. Согласно позиции Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации обращение военнослужащего в суд с иском о признании права пользования квартирой и вселении в нее само по себе не является надлежащим принятием мер по выделению причитающейся военнослужащему части жилья . ——————————— Предоставленной военнослужащему для постоянного проживания федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и оставленной военнослужащим членам своей бывшей семьи при расторжении брака. См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 24.06.2010 N 205-В10-17.

Военнослужащие, фактически освободившие ранее занимаемые жилые помещения и предпринявшие меры к получению причитающейся им части жилой площади в судебном порядке, обращаются в квартирно-эксплуатационные органы с целью получения справки о сдаче жилого помещения. Однако, как правило, получают отказ. Так, военнослужащий Минобороны России обратился в 2011 г.

в Хабаровский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к ФГУ «Восточная квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, в котором просил обязать ответчика выдать справку о сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения без его фактической сдачи.

Удовлетворяя его требования, суд указал, что военнослужащий предпринял должные меры к сдаче жилого помещения, а именно обратился в суд с целью выделения и обмена. Однако выделение и обмен признаны судом невозможными, поскольку отсутствуют варианты.

Учитывая, что выделение и размен невозможны, военнослужащий не может фактически сдать ранее предоставленное ему жилое помещение.

Таким образом, военнослужащий, не сдавший в установленном порядке жилое помещение, ранее полученное от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но принявший должные меры к его сдаче и получивший при этом справку квартирно-эксплуатационного органа о «сдаче» жилого помещения, имеет право на повторное обеспечение на безвозмездной основе жильем от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/e262.html

Военнослужащим хотят предоставить дополнительные гарантии в части обеспечения жильем

Возможно ли обеспечение жильем военнослужащих?

Минобороны России подготовило законопроект о внесении изменений в ст. 15 Закона о статусе военнослужащих. Документ разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда от 20 июля 2018 г. № 34-П и защиты прав военнослужащих на жилищное обеспечение, о котором ранее писала «АГ».

КС дал дополнительные гарантии соблюдения права военных на обеспечение жильемКонституционный Суд признал неконституционность норм, лишающих военнослужащих права на жилье с момента вступления их супругов в накопительно-ипотечную систему

Напомним, с жалобой в КС обратился бывший военнослужащий Анатолий Удовиченко в связи с тем, что после увольнения со службы по состоянию здоровья жилищная комиссия воинской части исключила его и членов его семьи из списков нуждающихся в жилом помещении.

Поводом для этого послужило то, что супруга заявителя, проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, является участником НИС в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

 

Исходя из п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, суды отказали ему в признании решения комиссии незаконным. Они указали, что Удовиченко, являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников НИС, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилых помещений по такой программе. 

В своей жалобе в КС Анатолий Удовиченко указал, что указанное законоположение противоречит Конституции, поскольку лишает его приобретенного им на основании Закона о статусе военнослужащих права на получение от государства жилого помещения для постоянного проживания, предусматривая лишь возможность обеспечения его в будущем жильем в рамках НИС как супруга военнослужащего – участника этой системы. Такая ситуация существенно ухудшает его положение как адресата установленных законом жилищных гарантий. 

Конституционный Суд признал оспариваемую норму противоречащей Конституции в той мере, в какой она препятствует праву военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.

, продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление жилья ему и членам его семьи в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в НИС независимо от волеизъявления лиц воспользоваться таким правом на жилье вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в НИС. Также КС рекомендовал законодателю внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. 

Предлагаемые Минобороны поправки устраняют признанный неконституционным запрет.

Согласно проекту военнослужащие, являющиеся участниками НИС и принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, как члены семьи военнослужащих – граждан, признанных нуждающимися и подлежащих жилищному обеспечению посредством предоставления жилого помещения или субсидии, также будут учитываться при расчете общей площади жилого помещения либо размера жилищной субсидии.

Адвокат АП Амурской области Александр Богдашкин отметил, что законопроект призван устранить ту грубую ошибку, которая была допущена при формулировании и принятии существующей редакции п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих.

«Возникает вопрос, является ли эта ошибка результатом невнимательности законодателей либо они намеренно допустили настолько явное ущемление прав военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 2005 г.

и отслуживших 20 и более лет, на жилищное обеспечение?» – задается вопросом адвокат.

Также он назвал странным то, что выявление таких нарушений происходит лишь на стадии конституционного судопроизводства.

По мнению Александра Богдашкина, работа по анализу правоприменительной практики законодательных актов, особенно в сфере социального и жилищного обеспечения, должна проводиться на постоянной основе в целях своевременного устранения подобных ошибок и совершенствования правового регулирования. 

Адвокат МКА «Адвокат» Максим Жмурков отметил, что изменения, вносимые в ст. 15 Закона, добавят гарантий военнослужащим в вопросе обеспечения их жилыми помещениями.

«В этом проявляется воля законодателя на повышение социальной защищенности военнослужащих, улучшение их материального положения, а значит, и престижа профессии военных в целом», – заключил эксперт.

Он добавил, что положительную роль для принятия поправки в закон может сыграть и то, что реализация этого проекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/voennosluzhashchim-khotyat-predostavit-dopolnitelnye-garantii-v-chasti-obespecheniya-zhilem/

Обеспечение жильем военнослужащих Минобороны России | Правительство Новосибирской области

Возможно ли обеспечение жильем военнослужащих?

Итоги работы 2 отдела (г. Новосибирск)

ФГКУ «Центррегионжильё» за 9 месяцев 2019 года

Вот уже более 8 лет в г. Новосибирске осуществляет свою деятельность  по обеспечению  жильем военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и членов их семей  2  отдел  (г. Новосибирск) ФГКУ «Центррегионжильё» (далее – 2 отдел). С момента образования 2 отдела его деятельностью руководит Черных Зинаида Петровна.

В зону ответственности  2 отдела  входят Новосибирская и Томская области.

2 отдел (г. Новосибирск) ФГКУ «Центррегионжильё»

Представляем итоги работы 2 отдела по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) за  2019 год.

За 2019 г. 2 отделом обеспечены готовым жильем с выдачей решений о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно – 6 военнослужащих (предоставлены квартиры в г. Москва и г. Санкт-Петербурге)., Жилищной субсидией в 2019 г. обеспечены 92 военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы).  

За 9 месяцев  2019 года   отделом было принято на учет нуждающихся в обеспечении постоянным жильем 77 военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы).

Всего, по состоянию на 25.09.2016, военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), состоящих на учете нуждающихся в обеспечении постоянным жильем,  на территории Новосибирской области – 466 чел., в том числе на получение жилищной субсидии – 427, на обеспечение готового жилья – 39.

В Томской области – 9 чел., все на  получение жилищной субсидии.

Служебными жилыми помещениями  2 отделом (г. Новосибирск)  обеспечено  462 военнослужащих, 16 чел. гражданского персонала.

Включены в списки на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилого фонда Минобороны России за 9 месяцев 2019 г.  –  318 военнослужащих.

29 мая 2019 года было проведено торжественное заселение жилого дома на 224 квартиры в г. Новосибирске  по ул. Иванова, д. 37А.

Травников А.А. вручает военнослужащим ключи от новых квартир

В торжественном мероприятии приняли участие: губернатор Новосибирской области Травников А.А., первый заместитель мэра г. Новосибирска Захаров Г.П., начальник Новосибирского территориального гарнизона генерал-майор Резанцев Я.В.

Торжественное заселение жилого дома по ул. Иванова, д. 37А

Ключи и документы на вселение в новые квартиры вручены 190 военнослужащим, проходящим военную службу в Новосибирском местном гарнизоне. Военнослужащими и членами их семей произведен осмотр квартир.

Счастливые новоселы

В настоящее время в жилой дом заселен военнослужащими.

         В Департамент жилищного обеспечения Минобороны России  2 отделом было направлено для включения в реестр НИС документы на 515 военнослужащих, из них  518 уже включены в реестр НИС (с учетом направленных в 2018 г.

); на 221 военнослужащего, изъявивших получить целевой жилищный заем,  документы направлены в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России  (г.

Москва), и уже 172 военнослужащих получили свидетельства на целевой жилищный заем (с учетом направленных в 2018 г.).

Сотрудники 2 отдела  в 2019 году в рамках выполнения плана  информационно-разъяснительной работы  по вопросам жилищного обеспечения  35 раз выезжали в воинские части и учреждения Минобороны России, расположенные в Новосибирской области, для проведения встреч с военнослужащими по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих (обеспечение служебными жилыми помещениями, по вопросам НИС).

Сотрудниками  отдела 19 февраля и 17 апреля 2019 г. были проведены занятия со студентами военной кафедры Сибирского государственного университета телекоммуникации и информатики и курсантами Учебного военного центра при СибГУТИ.

Кроме того в Интернете размещено 65 публикаций по деятельности 2 отдела, в сентябре 2019 фрагменты интервью начальника 2 отдела были показаны в новостях телеканала НСК 49 (г. Новосибирск).

Сотрудниками 2 отдела проводится ежедневная  индивидуальная работа с каждыми военнослужащим (гражданином, уволенным с военной службы) по реализации их жилищных прав.

Заместитель начальника 2 отдела Ведяшкина Т.П. ведет личный прием

Каждый военнослужащий и гражданин, уволенный с военной службы, может обратиться во 2 отдел для решения своего жилищного вопроса.

Начальник 2 отдела   (г. Новосибирск)       

ФГКУ «Центррегионжильё»                

                                    З.Черных

23.10.2019

«Итоги работы 2 отдела (г. Новосибирск) ФГКУ «Центррегионжильё»

за 1-е полугодие 2019 года»

Представляем итоги работы 2 отдела по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) за 1-е полугодие 2019 г.

За первое полугодие  2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года 2 отделом обеспечено постоянными жилыми помещениями всего 96  военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), в том числе путем перечисления жилищной субсидии –  92 (в том числе 19  многодетных семей),  готовым жильем (квартирой) на основании решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно – 4 военнослужащих, им предоставлены квартиры в  г. Москва – 2 человека, г. Санкт-Петербург – 2 человека.

Военнослужащий получает документы

о предоставлении жилищной субсидии

По состоянию на 1 июля 2019 года 2 отделом принято на учет нуждающихся в обеспечении постоянным жильем  44 военнослужащих.

За  2019 год  351 военнослужащий обеспечено специализированными жилыми помещениями.

Военнослужащий получает договор

найма служебного жилого помещения

29 мая 2019 года  проведено торжественное заселение жилого дома на 224 квартиры в г. Новосибирске  по ул. Иванова, д. 37А.

Жилой 17-этажный дом по ул. Иванова, д. 37А

В торжественном мероприятии участвовали: губернатор Новосибирской области Травников А.А., первый заместитель мэра г. Новосибирска Захаров Г.П., начальник Новосибирского территориального гарнизона генерал-майор Резанцев Я.В.

Перерезание ленточки при открытии жилого дома

Ключи и документы на вселение в новые квартиры вручены 190 военнослужащим, проходящим военную службу в Новосибирском местном гарнизоне. Военнослужащими и членами их семей произведен осмотр квартир.

Губернатор Новосибирской области Травников А.А.

вручает ключи от новой квартиры военнослужащему

За 6 месяцев 2019 г.

2 отделом было направлено в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России для включения в реестр участников НИС документы на 453 военнослужащих, из них 342 уже включены в реестр НИС; на 130 военнослужащих, изъявивших получить целевой жилищный заем,  документы направлены в Департамент жилищного обеспечения  Минобороны России, 90 военнослужащих   получили свидетельства на целевой жилищный заем.

Сотрудники 2 отдела в 2019 г. провели 24 выезда в войсковые части Новосибирского гарнизона и Новосибирской области для проведения встреч с военнослужащими по всем вопросам жилищного обеспечения.

Кроме того, за 2019 год  в сети «Интернет» было размещено 58 публикаций о деятельности 2 отдела.

Сотрудники 2 отдела дважды в 2019 г. выезжали в Сибирский государственный университет  телекоммуникации и информатики, были   проведены занятия по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих с курсантами Учебного военного центра при СибГУТИ и со студентами-слушателями военной кафедры СибГУТИ.

Главный юрисконсульт 2 отдела проводит занятие

с курсантами УВЦ СибГУТИ

Сотрудники 2 отдела приняли участие в подготовке и проведении мероприятия «Служба по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации – твой выбор!», которое прошло в г. Новосибирске  30.06.2019 на площади Пименова.

Были подготовлены свидетельства и проведено торжественное вручение свидетельств (о перечислении жилищной субсидии, о предоставлении целевого жилищного займа, предоставлении служебного жилого помещения) военнослужащим войсковых частей окружного подчинения, дислоцированных в г. Новосибирске и Новосибирской области.

В мероприятии принимали участие:  командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Лапин А.П.,  губернатор Новосибирской области Травников А.А., заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Габеев И.Б., мэр города Новосибирска Локоть А.Е., врио командующего 41 общевойсковой армией Мордвичов А.Н.

Приветственное слово губернатора

Новосибирской области Травникова А.А.

В ходе награждения врио командующего 41 общевойсковой армией Мордвичовым А.Н. были вручены свидетельства о перечислении жилищной субсидии, о предоставлении целевого жилищного займа, предоставлении служебного жилого помещения 4 военнослужащим по контракту.

Военнослужащие после вручения свидетельств.

         За первое полугодие 2019 г. 2 отделом получено от военнослужащих и должностных лиц войсковых частей, дислоцированных в г. Новосибирске и Новосибирской области более 150 положительных отзывов о деятельности сотрудников отдела.

Начальник 2 отдела (г. Новосибирск)

ФГКУ «Центррегионжильё»                                                       

      З.Черных

08.07.2019  г.

Источник: https://www.nso.ru/page/17180

Кс рф постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

Возможно ли обеспечение жильем военнослужащих?

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья.

При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст.

15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г.

№ 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”, далее – Закон № 117-ФЗ.

Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов.

При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Именно с такой проблемой столкнулся гражданин У. Он проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России с 3 августа 1993 года, а в мае 2014 года был уволен со службы по состоянию здоровья. Общая продолжительность его службы на момент увольнения составила более 20 лет. До этого гражданин У.

и члены его семьи (супруга и несовершеннолетний ребенок) решением жилищной комиссии воинской части от 30 апреля 2014 года были признаны нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания. Однако в августе 2015 года они были исключены из списков нуждающихся из-за того, что супруга гражданина У.

, сама проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, была участником накопительно-ипотечной системы согласно п. 3 ч.1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ. Оспорить такое решение жилищной комиссии гражданину У.

не удалось – районный суд Санкт-Петербурга отказал ему в удовлетворении требований об оспаривании этого решения и обязании комиссии включить семью в список нуждающихся в жилье, предоставляемому по договорам соцнайма, и о предоставлении такого жилья. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. При этом суды со ссылкой на п. 15 ст.

15 Закона № 76-ФЗ указали, что гражданин У., являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилья по программе этой системы для военнослужащих.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Источник: http://www.garant.ru/news/1208699/

Министерство обороны Российской Федерации : Жилые помещения

Возможно ли обеспечение жильем военнослужащих?
Жилые помещения Государственные жилищные сертификаты

Военнослужащие в нашей стране, согласно Конституции Российской Федерации, относятся к особой категории граждан, для которых установлен льготный порядок реализации права на обеспечение бесплатным жильем.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права военнослужащих на получение жилья для постоянного проживания установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Инструкция утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280.

В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих нуждающимися в жилье, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу (согласно приложению № 1 к Инструкции) в структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны.

Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учётной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Департамент ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется- реестр), информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Дата принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1  Инструкции.

Распределение жилых помещений военнослужащим осуществляется по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет. А в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет.

Извещения о распределении жилых помещений направляются Департаментом военнослужащим. В случае согласия военнослужащих и членов их семей с получением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок со дня получения извещения направляют в уполномоченный орган соответствующее согласие и в течение тридцати дней представляют в Департамент документы, указанные в пункте 13 Инструкции.

При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок со дня получения извещения направляют в Департамент отказы от предоставления распределенных жилых помещений.

После получения согласия и соответствующих документов от военнослужащих Департамент оформляет и направляет военнослужащим выписки из решений о предоставлении жилых помещений, являющихся основанием для заключения договора социального найма.

Жилые помещения по договорам социального найма военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищными комиссиями воинских частей, в период формирования реестра предоставляются порядком, установленным указаниями Министра обороны Российской Федерации от 4 июня 2010 г. № 205/2/373.

При получении извещений о распределении жилых помещений указанные военнослужащие, в случае согласия с его получением, предоставляют документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для проверки обоснованности признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и обоснованности предоставления военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма.

Документы, необходимые для получения постоянного жилья

а) копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих
и совместно проживающих с ними членов их семей – граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); б) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии
в браке (расторжении брака); в) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет
до подачи заявления; г) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии
с законодательством Российской Федерации; д) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых
по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

ПАМЯТКА

военнослужащему, представляющему документы для получения жилого помещения по договору социального найма Для получения жилого помещения по договору социального найма представляются документы, указанные в пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280: а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов семьи — граждан Российской Федерации (далее именуются – члены семьи) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); Справочно: представляются копии всех листов паспорта. б) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака); Справочно: представляется копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, заверенная командиром воинской части с приложением печати воинской части. Военнослужащий вправе представить копии указанных документов, заверенные нотариально. в) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; Справочно: указанные документы представляются с целью установления фактов совершения военнослужащими и членами их семей действий по намеренному ухудшению жилищных условий.Выписки из домовых книг представляются со всех адресов регистрации по месту жительства военнослужащего и членов семьи за указанный период.Указанные документы выдают организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (ЖЭУ, ДЕЗ, управляющие компании и т.д.).Данные документы представляются в оригиналах. г) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации. д) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи; е) справку о сдаче занимаемого жилого помещения (либо нотариально заверенное обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения). Справочно: при оформлении обязательства о сдаче занимаемого жилого помещения в тексте обязательства должно быть указано следующее: «…обязуемся в течение 2-х месяцев с даты заключения договора социального найма на распределенное жилое помещение, расположенное по адресу:_____________________________________________________________________________,освободить и сдать в надлежащем состоянии квартирным органам Минобороны России занимаемое мной и членами моей семьи жилое помещение, расположенное поадресу:________________________________________________________________ ,в том числе сняться с регистрационного учета всем составом семьи и закрыть финансовый лицевой счет».

Источник: https://dom.mil.ru/dom/social.htm

Прав-помощь
Добавить комментарий