Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (Приложение № 28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Обжалование не зависит от вида проверки

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Особенности проведения допросов в налоговой проверке — Audit-it.ru

Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»:

Шестакова Е. В., к.ю.н.

Жиркова А. А.

Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля. С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.

С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»).

Общие положения о допросе

Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, – в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.

Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.).

Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Неудобное время для допроса

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах.

В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;
  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Место проведения допроса

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Порядок вызова на допрос

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/965338.html

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

Новая редакция Ст. 144 УПК РФ

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-2/rzd-7/gl-19/st-144-upk-rf

Фотосъемка материалов проверки. Оспаривать отказ?

Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

Налоговая инспекция запретила налогоплательщику фотографировать материалы налоговой проверки, ссылаясь на налоговую тайну. Насколько законен такой запрет? Как, и следует ли, оспорить такой запрет и каковы перспективы дела в суде?

«Вилка» налогоплательщика

1. Оспорить действие/бездействие налогового органа в вышестоящем налоговом органе и, наиболее вероятно, далее в суде;

2. Обжаловать решение налогового органа о доначислении налога, пени, штрафа на основании п. 14 ст. 101 НК РФ;

3. Получить информацию о материалах налоговой проверки, не прибегая к фотографированию данных материалов.

Оспаривание отказа в административном или судебном порядке

Срок ознакомления с материалами проверки весьма ограничен: время представления возражений на акт налоговой проверки составляет всего один месяц; в случае назначения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля срок фактически продлевается до трех месяцев с момента получения акта проверки.

В свою очередь, оспаривание действий/бездействий налогового органа – весьма длительный процесс: срок рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе с учетом внутриведомственного взаимодействия – 18 рабочих дней. И он может быть продлен еще на 15 рабочих дней. Срок судебного обжалования исчисляется уже месяцами, при этом для возможности судебного обжалования нужно соблюсти досудебный порядок обжалования.

Таким образом, до рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам проверки указанные сроки в действительности позволяют оспорить отказ в фотографировании лишь в досудебном порядке.

Дальнейшее судебное разбирательство имеет смысл в основном лишь для формирования судебной практики (например чтобы прибегнуть к ней «в следующий раз» или поделится с «дружественной» организацией).

 

Однако, как показывает анализ весьма немногочисленной арбитражной практики, шансы оспорить отказ в фотографировании материалов проверки весьма невелики.

Судебная практика

Пример

Организацией получен акт выездной налоговой проверки, после чего она обратилась в инспекцию с заявлением о предоставлении возможности ознакомления с материалами налоговой проверки.

После назначения инспекцией даты ознакомления с материалами организация направила ходатайство о предоставлении помещения для проведения фотосъемки этих материалов. Инспекция письменно сообщила, что ознакомление с материалами выездной налоговой проверки с применением фотосъемки запрещается.

После безуспешного обжалования действий начальника инспекции в УФНС налогоплательщик попытался обжаловать данный отказ в судебном порядке.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.03.2014 по делу № А75-3926/2013 оставил в силе судебные акты предыдущих инстанций и поддержал позицию налоговиков.

Суды учли, что акт выездной налоговой проверки, в котором подробно описаны проведенные Инспекцией мероприятия налогового контроля, с соответствующими приложениями (материалы встречных проверок, выписки из протоколов допроса) своевременно предоставлен Обществу и впоследствии по требованию налогоплательщика повторно направлялся ему Инспекцией. Также Обществу неоднократно предоставлялась возможность ознакомления со всеми материалами, собранными при проведении мероприятий налогового контроля.

По мнению судов, из правового анализа ст. 32, 100, 101, 102 НК РФ, Приказа ФНС России от 25.12.

2006 № САЭ-3-06/892@ следует, что действующим законодательством установлены право налогоплательщика на ознакомление со всеми материалами налоговой проверки и обязанность налогового органа предоставить налогоплательщику, в отношении которого проведены контрольные мероприятия, копии акта проверки и приложенных к нему документов, подтверждающих выявленные нарушения. В то же время обязанность налогового органа предоставлять налогоплательщику копии всех материалов проверки действующим законодательством прямо не предусмотрена.

Суды указали: системный анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что налогоплательщик вправе знакомиться с материалами налоговой проверки в той мере, в которой это не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Пример

После проведения выездной налоговой проверки инспекция направила в адрес организации копию акта с приложением документов, подтверждающих факты нарушений налогового законодательства.

Налогоплательщик решил, что получил не все материалы проверки, и обратился в инспекцию с намерением сфотографировать необходимые документы, в чем ему было письменно отказано.

После этого налогоплательщик попытался обжаловать данный отказ в судебном порядке.

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 23.12.2013 по делу № А51-16532/2013 оставил в силе судебные акты предыдущих инстанций и поддержал позицию налоговиков.

Арбитры учли, что инспекция приложила копии документов к акту проверки (документы, подтверждающие выявленные нарушения). В возражениях на акт не было указано, что большой объем материалов затрудняет или не позволяет ознакомиться с ними. Кроме того, инспекция неоднократно предлагала компании изучить все документы, но налогоплательщик не воспользовался данным правом.

По мнению суда, дав налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами проверки и направив ему их копии, инспекция соблюла его права. Предоставлять ему возможность самостоятельно копировать материалы налоговой проверки налоговики не обязаны. Этих доводов оказалось достаточно, чтобы суд поддержал позицию инспекции.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/76006/

Ответы на самые актуальные вопросы предпринимателей о проверках

Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА ТЕХНОЛОГИЙ БИЗНЕСА»

«Господа, к нам едет ревизор!»

Методическое пособие для предпринимателей

г. Чебоксары  –  2006 г.

        Данное методическое пособие подготовлено специалистами АНО «Школа технологий бизнеса» – Республиканского центра юридической, консультационной и психологической помощи предпринимателям с учетом последних изменений в законодательстве и накопленного деловым сообществом опыта.

Предлагаем его предпринимательским структурам Чувашской Республики в качестве дополнения к Журналу учёта мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,   форма которого  утверждена распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2002  № 226-р.

          Цель пособия – рассказать  об особенностях проведения проверок некоторыми контрольно-надзорными органами,  дать  предпринимателю алгоритм его действий до проверок, в ходе и после  этих неудобных процедур, похожих на сдачу экзамена: даже если у вас нет нарушений, проверка – это необходимость дачи объяснений, сломанный привычный график работы, часто – хорошая доза адреналина.

         Надеемся, что материал, изложенный в этом пособии, послужит хорошим подспорьем для  выстраивания цивилизованных отношений с контролёрами, для правильного поведения, толкования и принятия решения, которое позволит на правовой основе отстаивать законные интересы предпринимателей.


Введение

1. Будьте готовы

1.2. Ваши права при проведении проверок

1.3. Ваша ответственность при проведении проверок

1.4. Какие бывают проверки

1.5. Как проводятся проверки

1.6. Как оформляют результаты проверки

1.7. Какие меры принимаются по результатам проверки

1.8. Как вести себя при проверках

1.9. Как обжаловать решения контролирующих органов

1.9.1. Подача и рассмотрение жалобы

1.9.2. Кто может помочь

2. Встречаем Федеральную налоговую службу 

2.1. Права налоговых органов

2.2. Виды проверок

2.3. Камеральная налоговая проверка

2.4. Выездная налоговая проверка

2.5. Проверка соблюдения законодательства о применении

контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки

с применением контрольно-кассовой техники

2.6. Штрафные санкции. Привлечение виновных лиц к

      ответственности за административные   правонарушения

2.7. Взыскание доначисленных налогов и пени

2.8. Типичные ошибки  проверяющих

2.8.1. Проведение камеральных налоговых проверок

2.8.2. Назначение выездных налоговых проверок

2.8.3. Проведение выездных налоговых проверок

2.8.4. Оформление результатов выездных налоговых проверок

2.8.5. Кто может помочь

3. Встречаем Роспотребнадзор

4. Встречаем Гострудинспекцию

5. Встречаем ОБЭП

6. Встречаем таможню

7. Горячая  линия

Приложение 1

Перечень основных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере малого предпринимательства

Приложение 2

Положение о Государственной инспекции труда в Чувашской Республике

Приложение 3

   Жалоба на неправомерные действия должностного лица

Приложение 4

Памятка  сотрудника по поведению во время проверки

Введение

Разумный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов -неотъемлемый элемент процесса государственного регулирования отношений в экономической сфере любой страны. И мы – не исключение из правила.

Число потенциальных контролёров – не главное.

Проблема заключается в разумности практической реализации государственного контроля за деятельностью предпринимателей, в  однозначности подходов, целевых установок контролирующих органов.

Цели и задачи контролирующих органов установлены соответствующими нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, и предусматривают, в первую очередь, предупреждение нарушений и защиту интересов граждан.

На практике некоторые надзирающие органы  предпринимателей к  категории граждан не относят:  не все доводят до их сведения  правила проведения проверок; есть печальные примеры неправомерных действий, проявления корыстных целей, несоразмерных с проступком штрафов, правовой неграмотности и т.п.

Не случайно по инициативе Президента и Правительства России был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

«Чтобы  не было мучительно больно…» в ходе и после проверки, если вы хотите, чтобы она не повлекла за собой материальных и нематериальных убытков и потерь, вы должны заранее подготовиться к возможным визитам представителей контролирующих органов и обучить свои трудовые коллективы основным правилам поведения при проверке.


1. Будьте готовы

«Если рассмотреть любую проблему

достаточно внимательно, то вы

                                                                                      увидите себя как часть проблемы».

(Аксиома Дучарма)

                                       «Если положение безвыходное,

 то надо  изменить положение».

(NN)

«Формирование цивилизованных

 представителей среднего класса».

(Миссия АНО «Школа технологий бизнеса»)

«Не будь слугой, тебе служить должны те,

Чьи чело и длань озарены сиянием короны и державы».

(NN)

Что значит быть готовым к проверкам (даже внезапным) контрольно-надзорных органов? Как осуществлять предпринимательскую деятельность без чувства тревоги?  Отвечаем:

– хозяйствовать в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами (которые, должны быть всегда под рукой), регламентирующими финансовую и хозяйственную деятельность, 

– отслеживать все изменения в законодательстве;

– учиться,  развиваться самому (нет пределов совершенству);

– учить и развивать своих сотрудников;

–  не относиться к ним как к досадной статье расходов;       

– держать в порядке свои  документы и не допускать правонарушений.

И тогда знаменитое «от сумы и от тюрьмы» будет для  вас пустым звуком.

Для защиты себя от необоснованных действий контролирующих органов, предприниматель должен знать положения нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в области защиты прав хозяйствующих субъектов и предпринимателей при проведении проверок.

Главный правовой документ в этой сфере – Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08 августа 2001 года

№ 134-ФЗ (далее по тексту – Закон), упорядочивающий проведение проверок со стороны госорганов. Для большинства существующих сегодня проверяющих структур вводятся общие правила проверок.

Они будут проводиться не чаще, чем один раз в два года, за исключением особых случаев.

Законом установлены рамки компетенции федеральных, региональных и местных органов власти в части проверочной деятельности.

Закон  определяет:

1. Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок контролирующих органов:

• презумпция добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя;

• открытость и доступность для хозяйствующих субъектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении проверки;

• соответствие предмета проверки компетенции проверяющего органа;

• оперативность проведения проверки, предусматривающая полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

• возможность обжаловать действия должностных лиц органов госконтроля;

• ответственность органов госконтроля и их должностных лиц при проведении проверок за нарушение законодательства РФ;

• недопустимость взимания органами контроля платы с хозяйствующих субъектов за проведение проверок, за исключением случаев возмещения расходов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

• недопустимость непосредственного получения органами госконтроля (надзора) отчислений от сумм, взимающих с хозяйствующих субъектов в результате проведения мероприятий по контролю.

         2. Обязанности должностных лиц при проведении проверки

При проведении проверки  должностные лица органов госконтроля обязаны:

• соблюдать законодательство России, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения о проведении проверки;

• не препятствовать проверяемым присутствовать при проверке, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

         3. Ответственность должностных лиц при проведении проверки

• Органы, осуществляющие проверку, и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении проверок несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

• О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, органы госконтроля обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, законные права и интересы которых были нарушены.

4.     Ограничения при проведении проверок

Согласно ст. 8 Закона при проведении проверок должностные лица не вправе:

– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа контроля, от имени которого действует должностное лицо;

– осуществлять проверки в случае отсутствия при проверке должностных лиц или работников проверяемого хозяйствующего субъекта;

– требовать представление документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектом проверки и не относятся к предмету проверки;

– требовать образцы продукции для проведения их исследования, экспертизы без оформления акта об отборе образцов в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные нормативными документами;

– изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

– раскрывать информацию, составляющую коммерческую тайну, полученную в результате проверки.

Вред, причиненный  вследствие неправомерных действий проверяющих, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных вам неправомерными действиями проверяющих, учитываются ваши расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты вашей деятельности, а также затраты, которые вы произвели или должны будете произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Источник: http://gov.cap.ru/home/24/revizor.htm

Процедура оформления результатов налоговых проверок

Законно ли отражение ходатайств в акте проверки?

02.03.2018

действительный государственный советник РФ 3 класса

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.
Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

— Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки? В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения.

Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.

Справка вручается налогоплательщику.

Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

— В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки? Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке? Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

— Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки? Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности.

По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).

При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.

1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.

— Как акт передается налогоплательщику? Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта.

Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

— Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока? На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).

Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/oformlenie_razg/

Прав-помощь
Добавить комментарий