Земельный участок под строением недвижимости

29 июля 2017 г. опубликован федеральный закон 280-ФЗ /1/, получивший название – «лесная амнистия». Освещение закона в СМИ весьма слабое. С законом не знакомо не только население, но и лесхозы, органы регистрации, муниципалитеты, суды. И это весьма странно, т.к.

в кои-то веки депутаты снова что-то не запретили, а напротив – признали прошлые ошибки и облегчили жизнь собственникам недвижимости, граничащей с лесами. Для честного государственного пиара («какие мы молодцы и как мы заботимся о наших гражданах») появился абсолютно обоснованный повод.

Почему этим не пользуются, не понятно?

Итак, в чем суть нового закона? Остановимся в основном на том, что касается бытовой недвижимости (земельных участков для садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также соответствующих строений).

Проблема возникла из-за того, что более 10 лет учет лесов производился в упрощенном порядке, не «по пальцу» и не «по линейке», конечно, но с меньшей точностью, на основе лесоустроительной документации, без согласования границы со смежными землепользователями. В общем, как лесхозы нарисуют, так и будет «правильно». В 12 субъектах РФ площадь лесов превышает (по учету, конечно) площадь всего субъекта до 3-х раз(?!).

Выделенные в лесных массивах участки под садоводства и дачи не всегда выводились из лесфонда.

То же самое зачастую происходило с поселками лесозаготовителей и бывшими воинскими частями: эти территории, формально находясь в лесфонде, не могут развиваться как поселения. Владельцы участков не могут зарегистрировать права собственности на них.

Более того, участки и строения изымались по решению судов, в том числе в случаях наличия регистрации прав на них в Росреесте, без всяких компенсаций со стороны государства.

Массовый характер носят земельные споры с лесхозами в садоводческих и дачных товариществах, в том числе при виртуальных наложениях границ. Выиграть суд у лесхоза с целью легализации «прирезки» к площади такого участка было практически невозможно.

Согласование границы участка с лесхозом — изматывающее. Одному нашему клиенту Кадастровая палата предложила за свой счет уточнить границы лесного участка, граничащего с садовым участком, «в связи с изменением территории прилегающих лесничеств»….

В итоге имеем огромное количество пересечений реестровых границ лесных участков как между собой, так и с участками иных категорий.Только на территории Московской области количество пересечений с лесом составляет около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, равняется 184 378 гектаров /2/.

Всего по стране Росреестр называет 377 тысяч выявленных пересечений /4/. С учетом того, что в кадастре недвижимости учтено только 25% лесов, а межевание выполнено только на половине участков всех категорий, общее число существующих пересечений (виртуальных или реальных) оценивается в 1,5-2 миллиона /3/,/4/.

По новому закону, в случае наличия противоречий между Государственным лесным реестром (ГЛР) и данными о земельном участке, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), приоритет устанавливается за ЕГРН и данными об участке по правоустанавливающим документам. Что это означает на практике для «простого» дачника-садовода, которому привалило счастье иметь свою калитку в лес?

Во-первых, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами – к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016г. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008г.), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Во-вторых, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, нетребуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года, 2) смежным земельным участком является лесной участок (п.9 ст.10 /1/).

Очень важно, какого же размера прирезка допускается при утонении границ участка с лесфондом. В соответствии с п.10 ст.

10 /1/ в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь участка увеличивается не более чем на 10 % площади, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах. Это отличается от общей нормы уточнения площади, предусмотренной п. 32 ч. 1. ст. 26 федерального закона № 218-ФЗ о регистрации недвижимости, по которому уточнять (увеличивать) площадь можно до минимальной нормы предоставления участков соответствующей категории и разрешенного использования. Любопытно, что инструктивное письмо Минэкономразвития /5/ допустимые размеры «прирезки» устанавливает по 218-ФЗ. Если отвергнуть предположение, что перед нами пример коррупционной «вилки», и на самом деле противоречий в двух законах нет, дословное применение двух законов в этой части позволяет уточнять площадь участка «до минимальной нормы предоставления», а возражать уполномоченный орган по лесным отношениям может, если превышение площади от документов составит более 10%. Заметим, что в любом случае увеличивать площадь участка более, чем на 10% чревато для собственника в пределах срока исковой давности (3 года), который может исчисляться с момента размещения уточненных сведений о земельном участке на Публичной кадастровой карте.

В-третьих, если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах.

В четвертых, у собственников объектов недвижимости (не участков), зарегистрированных на землях лесного фонда до 1 января 2016 г., появилась возможность получить в собственность и прилегающий к строению земельный участок. Допустимые размеры земельного участка можно установить по /5/.

Наконец, в-пятых,судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, могут быть обжалованы.

Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу до дня вступления в силу /1/ судебным актом, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ.

Это положение означает возможность подачи нового иска о признании права собственности на недвижимость, которой граждане были лишены только на основании противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР.

Таким образом, Федеральным законом /1/ устанавливается, что само по себе нахождение недвижимости в границах лесничества не является достаточным свидетельством незаконности возникновения права на нее: законность возникновения прав должна быть проверена исходя из соблюдения требований закона при возникновении прав на недвижимость. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу /1/.

На бумаге все здорово. Но закон пока не работает. За первые 3 месяца действия он был применен, по разным данным, от 50 до 150 раз, соответственно для полного решения проблемы при таких темпах нужно около трех тысяч лет. Чтобы не нарваться на некомпетентность чиновников собственникам целесообразно подождать накопления положительной правоприменительной практики.

Источники:

1.Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”

2.Пояснительная записка к законопроекту 90991-1.

3.Где наши корни. Как «лесная амнистия» будет применяться на практике. «Российская газета-Неделя», № 7349(183), 16.08.2017.

4. Лесная амнистия. «Новая газета-Кубань»,03.08.2017.

5. Письмо Минэкономразвития РФ от 15 сентября 2017г. №26268-ВА/Д23и “О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ”.

Источник: https://www.cian.ru/blogs-lesnaja-amnistija-nezamechennaja-sensatsija-274837/

Приобрели здание, а земля принадлежит другому владельцу: какие проблемы возникают при покупке недвижимости

Земельный участок под строением недвижимости

Государство приняло ряд мер по либерализации бизнеса в стране. Зарегистрировать ИП, работать теперь значительно проще. Стало намного меньше бумажной волокиты, отчетов, а проверяющие вместо внушительных штрафов все чаще дают советы и подсказки.

И все же отдельные вопросы нет-нет, да и ставят в тупик как бизнесменов, так и управленцев. Приходится тратить драгоценное время, чтобы найти выход, казалось бы, из совсем простой ситуации.

Земля раздора

Могилевчанка Наталья Воронкова, индивидуальный предприниматель, приобрела на аукционе капитальное строение общей площадью 639,9 «квадратов», внесла за него немалую сумму – более 150 тысяч рублей. После этого в течение двух месяцев сделку требовалось зарегистрировать в кадастровом агентстве.

Казалось бы, очень простая процедура – подавай документы, получай их обратно и пользуйся своим приобретением на законных основаниях. Но в регистрации Наталье отказали, причем дважды. Тогда девушка попросила представлять свои интересы отца – Владимира Воронкова, бизнесмена с большим опытом, и профессионального юриста Игоря Ткачева.

Начались хождения по инстанциям, длившиеся почти полгода. Как вообще такое стало возможно?

Здание, проданное с аукциона, изъяли у местного закрытого акционерного общества за неуплату налогов. Правда, на земельном участке, на котором оно расположено, есть и другая постройка, по-прежнему принадлежащая ЗАО.

Зарегистрировать купленное с аукциона здание без земельного участка, необходимого для его обслуживания, невозможно – ведь нужны подъезды и подходы.

Однако руководитель ЗАО, прежний хозяин здания, в распоряжении которого раньше находился весь земельный участок, стал всячески препятствовать регистрации перехода права собственности, отказался подписывать документы, согласно которым победителю аукциона предоставлялось право арендовать долю земельного участка.

Предприниматель Владимир Воронков на руководителя ЗАО, кстати, не обижается. Дескать, есть у него возможность портить жизнь новому собственнику здания, он ею и пользуется. Бизнесмена больше волнует другое.

В частности, какое вообще отношение к оформлению сделки может иметь прежний владелец строения, утративший на него право и в аукционе не участвовавший? И почему процесс оформления недвижимости по-прежнему достаточно сложен и громоздок, а успех во многом зависит от человеческого фактора: хочу подпишу документ, хочу – нет?

Исполняющая обязанности заместителя директора Могилевского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Алеся Медюхо поделилась некоторыми особенностями своей работы:

– Мы осуществляем государственную регистрацию в установленном порядке: действует принцип единства судьбы участка и расположенного на нем капитального строения, то есть одновременно регистрируется право на здание и землю, выполнить эти процедуры по отдельности невозможно.

Существуют делимые и неделимые земельные участки, в нашем случае – неделимый. Прежний и новый владельцы здания должны были договориться и одновременно оформить правоустанавливающие документы на его долевую аренду.

Но руководитель ЗАО под различными предлогами отказывался ставить свою подпись, тем самым мешая победителю аукциона зарегистрировать право собственности, начать использовать здание.

Теперь вернемся к аукциону, который прошел 23 ноября прошлого года, его организатором выступил могилевский филиал Института недвижимости и оценки. Но как получилось, что на продажу выставили капитальное строение фактически без земельного участка? Ведь специалистам по недвижимости изначально было понятно, с какими трудностями впоследствии может столкнуться добросовестный покупатель.

Гарантия на участок

Исполняющий обязанности директора филиала Надежда Иванова не скрывает:

– Такие сложности у победителей торгов возникают довольно часто. Но мы на местном уровне ничего изменить не сможем, нужно совершенствовать законодательство. Мы же принимаем документы для проведения аукционов от Департамента по гуманитарной деятельности согласно перечню, в котором пока, к сожалению, нет пункта о предварительном регулировании земельных отношений.

Как известно, требовать дополнительные документы мы не имеем права – за это предусмотрена ответственность. Но делаем все, что в наших силах – заранее предупреждаем участников аукционов под роспись, что отдельный земельный участок для обслуживания того или иного капитального строения не сформирован и будет выделяться после покупки здания в соответствии с законом.

Надежда Иванова предлагает и выход из ситуации: сегодня землеустроительная служба горисполкома перед началом аукциона выдает справки о делимости или неделимости земельных участков, на которых расположены капитальные строения.

А следовало бы оформлять не справку, а письменную гарантию, что победителю аукциона будет предоставлен хотя бы минимальный земельный участок. Давно пора повернуться лицом к добросовестным покупателям капитальных строений.

Ведь бизнесмены, приобретающие с аукционов здания, способствуют тому, что недвижимость не пустует, не ветшает, они существенно пополняют казну, создают новые производства.

Два пути решения

Бизнесмен Владимир Воронков вспоминает:

– Еще в 2010 году у меня возникла аналогичная ситуация. Тогда я тоже выкупил здание с аукциона, оно располагалось на неделимом участке вместе с другими строениями – всего у земли должно было стать четыре арендатора.

Но один из владельцев недвижимости отказался подписывать договор общего долевого права на аренду участка. Хорошо еще, в то время иногда регистрировали постройки без земли, и в моем случае это было сделано, а участок так и повис в воздухе, остался неоформленным.

Неужели государству лишними были бы арендная плата, земельные налоги? Ставил я вопрос перед службами, занимающимися землеотведением, о внесении поправок в законодательство, но их работники ответили, что им это не нужно – и так нормально.

И действительно, за восемь лет, можно считать, ничего не изменилось. Неудивительно, что многие мои знакомые бизнесмены опасаются приобретать с аукционов недвижимость.

А вот по мнению начальника землеустроительной службы Могилевского горисполкома Валентины Путро, подобные ситуации возникают не так уж часто и решать их можно, не внося поправок в законодательство. Есть даже два пути: первый – понуждение к совершению действий через суд. То есть в судебном порядке заставить несговорчивого арендатора поставить свою подпись на договоре.

Но, согласитесь, это довольно сложно и хлопотно: человек может скрываться, не являться на заседания. Есть и второй путь: горисполком волевым решением прекращает право постоянного пользования землей прежним владельцем здания и выдает на руки каждому собственнику недвижимости – прежнему и новому – отдельный договор аренды на долю в земельном участке.

Именно это на днях и произошло: индивидуальный предприниматель Наталья Воронкова все же сумела зарегистрировать свою недвижимость в кадастровом агентстве, получив, наконец, в горисполкоме отдельный договор аренды доли в неделимом земельном участке.

Но горечь все равно осталась: ведь все продолжительное время, затраченное на хождения по кабинетам, недвижимость могла бы уже приносить доходы своей хозяйке. А кто компенсирует время и нервы?

Прямая речь

Геннадий Михолап, адвокат:

– Вопросы устранения препятствий пользования собственностью обычно решаются долго, к тому же это весьма затратно. Сотрудники различных государственных служб в своей работе всегда руководствуются законами.

Было бы очень удобно для участников аукционов, если бы закон предписывал их организаторам заранее определять границы участка к выставляемому на торги зданию. Конечно, сначала нужно решить, за чей счет будут формироваться, вычленяться земельные участки.

Думаю, было бы вполне логично оформлять все необходимые документы за счет победителя аукциона. Такой порядок мог бы снять все проблемы с регистрацией капитальных строений.

Ирина Менделева, «Рэспублiка», 14 июня 2018 г.

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/june/29252/

Может ли собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования, продать этот объект? | «Гарант-Сервис» г. Киров

Земельный участок под строением недвижимости

Может ли собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования, продать этот объект? Необходимо ли для этого сначала оформить договор аренды на участок и размежевать его

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежавшем этому лицу на праве постоянного бессрочного пользования, вправе продать такой объект недвижимости. Предварительного заключения договора аренды не требуется. С момента регистрации права собственности на недвижимость к покупателю переходит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для ее использования, независимо от регистрации права на данный земельный участок.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что со дня введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование только субъектам, указанным в п. 1 ст.

 20 ЗК РФ: государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее — Закон N 137-ФЗ).

Юридические лица, кроме перечисленных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, до 1 июля 2012 года обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Однако истечение указанного срока не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования у лица, которому земельный участок на данном праве был предоставлен до вступления в силу ЗК РФ. В силу п. 3 ст.

 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (смотрите также определение КС РФ от 25 декабря 2003 г.

N 512-О, постановление ФАС Московского округа от 19 октября 2005 г. N КГ-А41/9915-05).

Собственник недвижимости, находящейся на таком земельном участке, вправе по своему усмотрению отчуждать ее в собственность другим лицам (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ).

При этом, действительно, если покупатель недвижимости не относится к субъектам, перечисленным в ст. 20 ЗК РФ, ему земельный участок не может предоставляться на праве постоянного бессрочного пользования.

Однако невозможность предоставления такому покупателю земельного участка на основании ст. 20 ЗК РФ не означает, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не может перейти к нему в силу закона (п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 2 ст. 271, п. 3 ст.

 552 ГК РФ) при переходе права собственности на находящийся на этом земельном участке объект недвижимости. Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст.

 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.*(1) При этом предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п. 2 ст. 35 ЗК РФ).

Не является основанием для вывода о невозможности перехода права постоянного (бессрочного) пользования покупателю недвижимости и положение п. 4 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с которым граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В рассматриваемой ситуации земельный участок не является самостоятельным предметом сделки, а передается только вместе с объектом недвижимости, находящемся на нем. Право на этот земельный участок переходит к приобретателю недвижимости в силу закона, следуя судьбе находящегося на нем объекта недвижимости.

Момент возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у покупателя здания, сооружения или иной недвижимости определяется моментом регистрации перехода к нему права собственности на эту недвижимость (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 11401/09; смотрите также п.

 2 Протокола N 9 заседания гражданско-правовой секции Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ 8 февраля 2010 года).*(2)

Таким образом, собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежавшем этому лицу на праве постоянного бессрочного пользования, вправе продать объект недвижимости иному лицу. Предварительного заключения договора аренды не требуется.

С момента регистрации права собственности на недвижимость к покупателю автоматически (независимо от регистрации этого права на земельный участок за покупателем и, соответственно, от того, проведены ли в отношении земельного участка межевание, государственный кадастровый учет*(3)) переходит существовавшее у продавца право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для ее использования. Проведение землеустроительных работ (межевания) и государственного кадастрового учета потребуется при переоформлении покупателем земельного участка в собственность или в аренду.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Истечение срока, указанного в п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (1 июля 2012 года), не означает, что покупатель недвижимости, ставший ее собственником, не вправе в дальнейшем приобрести право собственности или право аренды на этот земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ, п. 2.6 ст.

 3 Закона N 137-ФЗ, если в отношении такого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, орган местного самоуправления на основании заявления покупателя либо обращения исполнительного органа государственной власти (ст.

 29 ЗК РФ) в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.*(2) Исключительно в целях налогообложения покупатель недвижимости должен признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права (собственности) на земельный участок (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. N 5934/11). Продавец является плательщиком земельного налога до момента такой регистрации или до момента его отказа от права постоянного бессрочного пользования (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 14547/09).

*(3) Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в силу ст. 6 этого Закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Источник: http://garant-kirov.ru/vopros-otvet/vo170912-2/

Как зарегистрировать недвижимость в Московской области

Земельный участок под строением недвижимости

Проект по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости стартовал в Московской области в 2016 году. Для этого проводят аэрофотосъемку территории региона, а снимки сопоставляются с официальными данными Росреестра, налоговой службы и БТИ. Благодаря этой работе в Подмосковье выявлено почти 500 тысяч объектов, не поставленных на кадастровый учет.

Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа>>

Для чего нужно регистрировать недвижимость

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Владельцы поставленной на учет недвижимости облагаются имущественным налогом, который напрямую зачисляется в местные бюджеты. Муниципальные власти направляют эти средства на развитие инфраструктуры, ремонт дорог и строительство социальных объектов (детских садов, школ, поликлиник).

Из-за неоформленных объектов недвижимости Подмосковье несет колоссальные финансовые потери – по данным Мособлдумы, ежегодно бюджет региона недополучает около 2 миллиардов рублей дохода с налогов на имущество.

Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта в Подмосковье>>

Реестр неузаконенных строений

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Узнать, не попал ли ваш объект недвижимости в Реестр неузаконенных домов и строений, можно в онлайне. Для этого достаточно ввести кадастровый номер земельного участка в базе неузаконенных объектов на портале госуслуг Подмосковья, сайте Министерства имущественных отношений Московской области, а также на сайтах муниципалитетов.

Владельцы неоформленной недвижимости также получают официальное информационное письмо. В нем указан контактный номер специалиста Министерства имущественных отношений Московской области, который может проконсультировать гражданина по данному вопросу.

Как жителям Подмосковья правильно оградить свой участок>>

Какое имущество надо ставить на кадастровый учет

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Регистрировать необходимо все объекты капитального строительства – дома, гаражи, бани и хозяйственные постройки. При этом налогом облагаются только те строения, площадь которых составляет более 50 квадратных метров. Регистрации не подлежат теплицы, навесы, беседки, бассейны, колодцы и временные постройки.

Как получить справку из ИСОГД Подмосковья онлайн>>

Пакет документов

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Поставить недвижимость на кадастровый учет можно через МФЦ или Росреестр.

В МФЦ можно заказать и все необходимые документы:

  1. Справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости
  2. Справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости
  3. Технический паспорт квартиры, жилого дома
  4. Копия технического объекта недвижимости
  5. Отчет об оценке рыночной стоимости квартиры
  6. Технический план дома (либо другого строения). Техплан можно также заказать в БТИ, стоит услуга 12 тысяч рублей, срок предоставления – от 10 дней.
  7. Акт обследования

Полный пакет документов и заявление можно подать в местный МФЦ или отделение Росреестра лично, а также онлайн на портале государственных и муниципальных услуг и на сайте Росреестра, приложив к нему:

  1. Паспорт
  2. Документ, подтверждающий право собственности на земельный участок
  3. Заявление (бланк можно получить в МФЦ или Росреестре)
  4. Технический план строения. Техплан можно получить, обратившись к частному кадастровому инженеру или в БТИ, стоит услуга от 12 тысяч рублей, срок предоставления – от 10 дней.
  5. Чек об оплате госпошлины за постановку объекта на кадастровый учет – 350 рублей.

От пошлины освобождаются: граждане, признанные малоимущими; федеральные органы госвласти и органы местного самоуправления; собственники, если регистрация права вызвана изменениями в законодательстве РФ.

Через 12 рабочих дней выписка о зарегистрированных правах будет готова.

Как в Подмосковье получить разрешение на изменение параметров строительства онлайн>>

Что будет, если не зарегистрировать недвижимость

Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области

В случае если владелец недвижимости не поставит ее на кадастровый учет в течение 10 лет, то ему придется заплатить двойной земельный налог. Если гражданин без основания так и не узаконит имущество, то по решению суда объект может быть признан самовольным строением и снесен.

Читайте, как подать заявку на техприсоединение к электросетям в Подмосковье>>

На основе данных Московского областного БТИ

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-zaregistrirovat-nedvizhimost-v-moskovskoy-oblasti

Размер земельного участка, подлежащего передаче собственнику недвижимости

Земельный участок под строением недвижимости
Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.garant.ru обязательна

Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды.

В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст.

36 ЗК РФ).

Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. N 36 ЗК РФ).

К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст.

36 ЗК РФ, во втором – ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок – 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее. Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв.

м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.

2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.

Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

В другом деле собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м. Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ.

То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.

2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст.

36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03).

Источник: http://www.garant.ru/article/6624/

Пособие Отчуждение и переход прав на земельные участки по законодательству Республики Беларусь Автор Жук А

Земельный участок под строением недвижимости
sh: 1: –format=html: not found

ОТЧУЖДЕНИЕ И ПЕРЕХОД ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Общие положения

В силу особой социальной ценности земельных участков государство контролирует процессы, связанные с их оборотом.

Земельные участки как объекты недвижимости обладают определенными специфическими свойствами как юридического, так и экономического характера.

К ним относятся возможность длительной эксплуатации земельного участка, получение постоянного и систематического дохода, наличие определенных обязательств, налагаемых на его собственника (целевое использование, ограничение свободного оборота, уплата налогов и т.п.).

Кроме того, земельный участок как объект недвижимости в отличие от иного имущества может одновременно выступать объектом нескольких сделок: залога, аренды, дарения и т.п.

По сравнению с иными объектами недвижимости земельные участки обладают некоторыми особенностями, что влечет применение специальных требований законодательства при совершении сделок с землей.

Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющую границу и целевое назначение и рассматриваемую в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями) (абзац 18 ст.1 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – КоЗ)).

Специфика сделок с землей обусловлена особенностями земельных участков как объектов недвижимости, которые следуют из ст.5 КоЗ:

1) наличие у земель целевого назначения, которое выражается в отнесении земель к категориям;

2) единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений;

3) обязательность государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними.

Категории земель

Категория земель выделяет их по основному целевому назначению и определяет правовой режим использования и охраны земель.

Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

• земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

• земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли запаса (ст.6 КоЗ).

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников.

К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами.

К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.

К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в т.ч. для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

Единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений

Единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений проявляется в следующем.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями.

Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности, кроме случаев отчуждения жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос (часть четвертая ст.51 КоЗ; часть третья п.11 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667)).

От редакции «Бизнес-Инфо»

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=263933&a=1

Прав-помощь
Добавить комментарий